Адаптированная образовательная программа начального общего образования для учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ представляет собой долгосрочный
нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и
проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения,
воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического
процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы,
критерии, основные планируемые конечные результаты. В качестве нормативно-правовых
оснований проектирования адаптированных образовательных программ для
воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от
29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания
образовательной программы, определяемый государственным образовательным
стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.
АООП НОО для детей с
ТНР (вариант 5.2) предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих
нарушений речевого развития, но и в более пролонгированные календарные сроки,
находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными
потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных
классах).
Вариант 5.2
предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых
требуются особые педагогические условия, специальное систематическое
целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II
и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии,
дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и
обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени
выраженности заикания.
Срок освоения АООП НОО
для обучающихся с ТНР может составлять 5 лет (I дополнительный – 4 классы) и 4 года (I – 4
классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по
уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I
дополнительный класс.
Выбор продолжительности
обучения (за счет введения I
дополнительного класса) остается за решением школьной ППК.
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья
формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на
протяжении всего обучения ребенка в школе. Учебная деятельность сложна по своей
структуре и требует специального формирования.