Итоговое сочинение (изложение) 2025/2026
17.11.2025
Официальный информационный портал единого государственного экзамена
| Основной срок | Дополнительные сроки | |
| 3 декабря (среда)2025 года | 4 февраля (среда) 2026 года -первый резерв | 8 апреля (вторник) 2026 года- второй резерв |
Письмо Рособрнадзора от 24.10.2025 № 04-363 О методических рекомендациях по итоговому сочинению.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ от 27.10.2025 № 382Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Ростовской области. pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ от 30.10.2025 № 309 Об организации и проведении итогового сочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации – 2025 в МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ 03.12.2025. .pdf (скачать) (посмотреть)
МР по организации и проведению ИС-11 в 2025-2026 уч. году.pdf (скачать) (посмотреть)
Правила заполнения бланков ИС в 2025-26 уч.году.pdf (скачать) (посмотреть)
Заявление ВТГ на ИС-11.docx (скачать)
Сборник отчетных форм сочинения (изложения) в 2025-26 уч. году.xlsx (скачать)
ФИПИ опубликовал структуру закрытого банка тем итогового сочинения на 2025-2026 учебный год. Образец комплекта тем на сайте ФИПИ для 2025-2026 г. скачать по ссылке, формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения.
Комплекты в 2026 году будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, подробнее про разделы закрытого банка тем.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачёт»/«незачёт». Рекомендуемый объём сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
В подраздел 3.3. «Искусство и человек» раздела 3 «Природа и культура в жизни человека» включены литературные темы (примеры новых формулировок даны ниже).
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
- Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
- Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
- Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Разделы и подразделы закрытого банка тем итогового сочинения
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/temyi-itogovogo-sochineniya.html
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/temyi-itogovogo-sochineniya.html
Комментарии к разделам
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Примеры новых формулировок литературных тем для итогового сочинения
По поручению Совета по вопросам проведения итогового сочинения Минпросвещения России разработаны новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3 «Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения.
Примеры новых формулировок литературных тем приведены ниже.
1. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?
2. И.А. Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/temyi-itogovogo-sochineniya.html
Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie/temyi-itogovogo-sochineniya.html