РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по биологии «Юный биолог» для обучающихся 7– 8 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования Администрации Веселовского района
МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета

Заместитель директора
по УВР

директор МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ

________________________

________________________

________________________

Марченко С.Н
Протокол № 216
от «26» августа 2024 г.

Приказ № 216
от «26» августа 2024 г.

Ульяненко Г.Н.
Приказ № 216
от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности по биологии
«Юный биолог»
для обучающихся 7– 8 классов

п. Средний Маныч 2024

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным
преимуществом
внеурочной деятельности
является
представление
обучающимся
возможности
широкого
спектра
занятий,
направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности
общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления
индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний,
определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной
дисциплины. Развитию интеллектуальной
одаренности учащихся
могут
способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы,
организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития
интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по
отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных
соревнованиях. Направление: общеинтеллектуальное. Нормативно-правовая база.
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности
«Юный биолог» естественнонаучной направленности разработана на основе:
Законы:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от
24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 370)
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 01 июня 2012года № 475 «Об
утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям» ( с
изменениями от 15.07.2019г);

- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об утверждении
концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в
образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом».
Приказы:
-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.07.2023г. №370 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;

- Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
29.08.2022 №69822);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников"(зарегистрирован
01.11.2022 № 70799)
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-3564 «Методические рекомендации по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (Вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
-Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 «Методические
рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
ФГОС начального и основного общего образования»;
-Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации"
(Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ)
-Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических
рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся образовательных учреждений»;
-Письмо Министерства Просвещения РФ от 15.08.2022 03/1190 «О направлении методических
рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Муниципальный уровень:

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности
образования в Веселовском районе»;
Школьный уровень:
- Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (утвержден Постановлением Главы
Администрации Веселовского района 01.12.2015.№485)

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ КИРОВСКОЙ
СОШ (утверждена 05.08.2024 г. приказом № 201)
-Программа воспитания МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена приказом по школе от
05.08.2024 №201)
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ
(утверждено приказом МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ от 19.07.2023 г. № 141).
Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет
нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания
живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,
научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной
деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у
подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 7-8 классов.
Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:
охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к
базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных,
в том числе экологических, особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире
живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области
биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в
предметных олимпиадах и конкурсах.
Цель и задачи
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов, так как много
интересной информации остается за страницами учебника.
Задачи программы:
Образовательные
• Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного
человека.
• Способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
• Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
•
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами,
сравнения.
•
Развитие навыков общение и коммуникации.
•
Развитие творческих способностей ребенка.
•
Формирование приемов, умений и навыков по организации
поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной
познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к миру живых существ.
• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
•
Отличительные особенности
Деятельность школьников при изучении курса внеурочной деятельности «Юный
биолог» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика
содержания и возрастные особенности детей;
•

групповой характер
работ будет способствовать
формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять
обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

• работа
с
различными
источниками
информации
обеспечивает
формирование информационной компетентности, связанной с поиском,
анализом, оценкой информации;

• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности.
Программа внеурочной
обучающихся 13-15 лет.

Возраст обучающихся
деятельности «Юный биолог»

предназначена

для

Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 7-8 классов, срок реализации: 1 год:
7-8 классы - 34 часа в год (1 час в неделю). Всего 34 часа. В 2024-2025 учебном году
программа рассчитана на 33 часа. Курс будет дан в полном объеме за счет объединения
часов.
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка,
экскурсии, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям
возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и
интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
познавательный интерес к изучению живой природы;
интеллектуальные умения
(доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Метапредметные результаты:
Умение
работать
с
разными
источниками
информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение).
Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами.
Классификация - определение принадлежности
объектов к определенной систематической группе.

биологических

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать
выводы и умозаключения на основе сравнения.
Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основных правил поведения в природе.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальной иглой, лупой, микроскопом).
4. В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Формы контроля
• текущий контроль
• зачетный практикум
• обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации результатов
проведенных исследований. Возможные результаты:
1.
составление памяток, листовок, буклетов, альбомов, газет, коллажа,
коллекций, макетов, моделей, плакатов, серий иллюстраций, фотоальбомов,
рисунков.
2.
грамоты, сертификаты, дипломы за участие в различных конкурсах,
олимпиадах.

Учебно-тематический план
№
Тема
занятия занятия

Содержание

Количест Дата
во часов проведения

Форма
контро
ля

7-8 класс
1

Вводное Правила
поведения в
занятие кабинете, правила работы с
лабораторным оборудованием

1

05.09.2024

Устный
зачет

2-5

Язоолог

4

12.09.2024
19.09.2024
26.09.2024
03.10.2024

Презентация

Животные - рекордсмены

Лабораторная работа
2
«Рассматривание простейших под
микроскопом»

Модель
простейше
го
из
глины,
пенопласта
, вата,
пластилина

6-7

Я–
прото
зоолог

8-11

Я - зоолог Гиганты моря и карлики в мире
животных

4

24.102024
07.11.2024
14.11.2024
21.11.2024

Презентация

12

Я - этолог Практическая работа
«Наблюдение за поведением
домашнего питомца»

1

28.11.2024

13

ЯВиртуальное
экотурист путешествие
по
заповедным местам
России.
ЯИгра
«Узнай по контуру
следопыт животное»

1

05.12.2024

Дневни
к
наблюдени
й
Устный
зачет

1

19.12.2024

Язоогеогра
ф
Ясказочник

1

26.12.2024

3

09.01.2025
16.01.2025
23.01.2025
30.01.2025
06.02.2025
13.02.2025
20.02.2025

Иллюстриро
ванный
словарь
Альбом

27.02.2025
06.03.2025
13.03.2025

Исследовате
льские и
проектные
работы

14

15

16-18

Животные и растения в
государственной
символике
Животные
в
мифах,
легендах и сказках

19-20

Я - зоолог Ядовитые животные

21-22

Яколлекцио
нер.
Насекомы
е

Насекомые, птицы, моллюски и 2
т.д. нашего района. Коллекции
раковин
моллюсков,
насекомых(например, жуков),
перьев птиц, фотографий гнезд
птиц и т.п.

23-25

Яколлекцион
ер.
Птицы

Насекомые, птицы, моллюски и 3
т.д. нашего района. Коллекции
раковин
моллюсков,
насекомых(например, жуков),
перьев птиц, фотографий гнезд
птиц и т.п.

2

10.10.2024
17.10.2024

Игра
биологиче
ского
содержани
я
Презентация

Исследовате
льские и
проектные
работы

26-29

30-32

33

Я
–
коллекцион
ер.
Моллюски

Насекомые, птицы, моллюски и 4
т.д. нашего района. Коллекции
раковин
моллюсков,
насекомых(например, жуков),
перьев птиц, фотографий гнезд
птиц и т.п.
Я
- Насекомые, птицы, моллюски и 3
коллекцион т.д. нашего района. Коллекции
раковин
моллюсков,
ер
насекомых(например, жуков),
перьев птиц, фотографий гнезд
птиц и т.п.
Итоговое Отчеты обучающихся
1
занятие

Итого

20.03.2025
03.04.2025
10.04.2025
17.04.2025

Исследовате
льские и
проектные
работы

24.04.2025
08.05.2025
15.08.2025

Исследовате
льские и
проектные
работы

22.05.2025

Защита
проектов

33

Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли
ученого-биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения которой
являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы
микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе
клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение,
функции и процессы. Физиология - наука о жизненных процессах. Этология - дисциплина
зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях
организмов с окружающей средой. Бактериология - наука о бактериях. Биогеография наука изучает закономерности географического распространения и распределения
организмов.
Дендрология
- раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья.
Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов.
Микология - наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма.
Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Анатомия - наука
о строении тела организмов и их частей.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Метод контроля;
Объяснительно-Иллюстративный;
Исследовательский;
Творческий.

Формы подведения итогов
Участие в конкурсных мероприятиях;
Выступления детей на занятиях;
Контрольные занятия;
Создание различных творческих работ;
Защита
исследовательских
работ,
проектов.
Техническое оснащение занятий
Для реализации программы имеется: Ноутбук
• мультимедийный проектор
• экран, микроскопы
• лупы
• комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных
работ.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические
компоненты комплекса

Учителя

Информационное
обеспечение

Справочники,
фрагменты.

Алгоритмы деятельности

Инструкционные карты,
лабораторно-практические
задания,
демонстрационные
и
раздаточные материалы.
Тестовые задания.

Контрольно-измерительные
материалы
Условия проведения

обучающегося
видео

Справочники,
фрагменты.

видео

Инструкционные карты,
лабораторно-практические
задания,
демонстрационные
и
раздаточные материалы.
Тестовые задания.

Средства технического оснащения

Кабинет биологии «Точка
роста»

Компьютер,
таблицы,
цифровая лаборатория

микроскоп,

Список используемой учебно-методической литературы
1. Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 7-8 классы. - М: НЦ ЭНАС,
2003.
2. В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых
организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 7 класс –
М.: Вако, 2014.
3. В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум с
основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.
4. М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей
биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».