Программа
психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса при
подготовке к государственной итоговой
аттестации на 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка: Стандарты второго поколения, ориентированные на
достижение не только предметных, но метапредметных и личностных образовательных
результатов, невозможно внедрить в практику без учета возрастно-нормативной модели и
социальной ситуации развития учащихся. Психологическое сопровождение выпускников
в период подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) является
необходимым направлением работы педагога-психолога МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ.
Экзамены это стрессовая ситуация, требующая от человека максимальной
собранности, быстроты реагирования, подключения всех ресурсов. В период подготовки,
пробных экзаменов и непосредственно процедуры ОГЭ или ЕГЭ всегда присутствует
психологическое напряжение всех участников образовательного процесса и особенно
выпускников. На них ответственность перед учителями и родителями, страх не
соответствовать ожиданиям окружающих.
Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Как известно, небольшие
эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности
и усиливают умственную деятельность человека. Но излишнее эмоциональное напряжение
зачастую приводит к возникновению кризисной ситуации у экзаменующихся. Причиной
этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому особенно важно
создать условия для формирования адекватного отношения учащихся к ситуации экзамена,
что поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а
родителям - оказать своему ребенку правильную и эффективную помощь. При подготовке
к экзаменам, особенно на последнем её этапе, может быть утерян эмоциональный и волевой
контроль над собой. Причиной тому могут стать: тревога по поводу неизвестной ситуации,
возможных неудач, слишком высокая или слишком низкая мотивированность, давление
незнакомого помещения и наблюдение камер. Некоторые дети ожидают неблагополучное
развитие событий. Чаще всего она наблюдается у учащихся с завышенным уровнем
притязаний или чрезмерно низкой самооценкой из-за индивидуальной чувствительности к
стрессу. Таким учащимся надо уделять особое внимание (при ответах у доски, на экзамене,
при публичных выступлениях и т.п.). Поведение особо тревожных учащихся имеет
определённые характерные особенности. Они очень эмоционально реагируют на
сообщения о неудаче, хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита
времени, отведённого на решение задачи. У них боязнь неудачи доминирует над
стремлением к достижению успеха. Поэтому они воспринимают и оценивают многие
объективно безопасные ситуации как негативные. У низко тревожных старшеклассников
преобладает мотивация достижения успеха. Поэтому, возможные трудности при сдаче
выпускных экзаменов в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации
экзамена,
с
недостаточным
уровнем
развития
самоконтроля,
с
низкой
стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции.
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие
психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов
образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей. Под психологической
готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный
«настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение,
ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление
возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает в себя:
формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ,
разрешение прогнозируемых психологических трудностей,
формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и
навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.
С этой целью разработана данная программа. Основа для разработки - работы М. Ю.
Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами,
родителями». Программа М. Ю. Чибисовой позволяет учащимся пройти систематическую
психологическую подготовку к этим экзаменам.
Данная программа разработана на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая
подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». Программа позволяет
учащимся пройти психологическую подготовку к экзаменам.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи участникам
образовательного процесса во время подготовки и сдачи государственной итоговой
аттестации.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
развитие у обучающихся 9 класса познавательного компонента психологической
готовности к ГИА и ОГЭ:
отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции,
развитие внимания, памяти, мышления;
уменьшение уровня тревожности у обучающихся с помощью овладения навыками
психофизической саморегуляции;
создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных
руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения
экзаменационных испытаний;
формирование у обучающихся конструктивной стратегии деятельности на
экзамене;·
создание условия для развития у обучающихся прикладных умений (способности
действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать
практические проблемы, составлять алгоритм достижения цели).
Участники программы: педагог-психолог, классные руководители 9 класса, учителяпредметники, родители, обучающиеся 9 класса.
Формы работы педагога-психолога:
С родителями:
- фронтальные: тематические родительские собрания.
-индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).
Направления работы с педагогами:
- обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИА;
- взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии по психологической подготовке
выпускников (учитель - эксперт);
- ознакомление педагогов с психологической спецификой ГИА в целом и трудностями
отдельных групп выпускников;
- знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам
диагностических исследований);
- взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических
процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения
экзаменационных испытаний.
Непосредственно с выпускниками:
проведение цикла психологических занятий по развитию у них внимания, памяти,
самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;
обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов
психофизической саморегуляции;
индивидуальные консультации пассивных, тревожных и мнительных детей.
Важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при
прохождении государственной итоговой аттестации. Кроме развития познавательных
процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует
психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками
психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей
службе и личной жизни.
Этапы и сроки реализации программы:
Работа по психологической готовности к государственной итоговой аттестации
осуществляется в три этапа.
1.Этап подготовительный (декабрь – февраль)
Информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного
процесса в плане трудностей государственной итоговой аттестации и необходимости вести
психологическую подготовку.
Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая
консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации
проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период
подготовке к экзаменам).
Проведение совместных дискуссий с учителями-предметниками и классным
руководителем 9 класса носящих на данном этапе общий ознакомительный
характер.
Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным
испытаниям по трем компонентам психологической готовности:
- самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный
компонент,
- тревожность – личностный компонент,
- знакомство с процедурой государственной итоговой аттестации –
процессуальный компонент
.2.Этап основной (март – май). Этот этап – самый сложный для учащихся и самый
ответственный для взрослых (учителей и родителей).
В рамках данного этапа предполагается:
формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической
готовности к государственной итоговой аттестации;
проведение цикла психологических занятий для учащихся 9 класса по развитию у
них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;
обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов
психофизической саморегуляции;
групповые и индивидуальные консультации участников образовательного
процесса:
- «Психологическое сопровождение государственной итоговой аттестации»,
- «Психологический комфорт в семье во время экзаменов»,
- «Пути достижения успеха на экзамене».
3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление педагогом-психологом
аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования
рекомендаций учителям-предметникам, классным руководителем 9 класса.
Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной
работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик
до начала реализации программы и по ее завершению.
Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные
психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов
государственной итоговой аттестации у выпускников.
Ожидаемые результаты:·
1. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности
мышления у выпускников;
2. Повышение сопротивляемости стрессу. Снижение уровня тревожности у всех
субъектов образовательного процесса;· знание особенностей своего характера,
умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые;
3. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему,
при помощи которой обучающемуся легче всего воспринимать учебный материал;
4. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
5. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи
экзаменов;
6. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты
экзамена.
7. Готовность к эмоциональному принятию результатов ГИА и способность построить
«план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной
работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик
до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился
уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой
будет являться улучшение результатов государственной итоговой аттестации у
выпускников
Структура программы·
Подготовительный этап. Организация деятельности.
Основной этап. Диагностический мониторинг.
Психологические занятия по формированию психологической готовности
выпускников.
Мероприятия по психологическому просвещению педагогов и родителей
выпускников.
Профилактика неадаптивных форм поведения и возникновения кризисных
ситуаций.
Аналитико-обобщающий этап. Рефлексия результативности
№
п/п
Календарно-тематический план мероприятий.
Мероприятия
Цель
Сроки Ответственны
е
1 этап: Подготовительный
Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к
ГИА и ЕГЭ
1.
2.
3.
Консультация с учителямипредметниками «Психологическое
сопровождение ГИА в форме ОГЭ,
ГВЭ и ЕГЭ».
Понимание
Декабрь Зам. дир. по УР
необходимости психолого- 2021г.
Марченко СН.
педагогического
Педагогсопровождения государств
психолог,
енной итоговой
Острохишко
аттестации.
Е.П.,
Проведение совещания «Выпускник- Обсуждение и разработка Декабрь Социальный
педагог Ковина
2022».
планов подготовки к
2021г.
В.И.,
государственной итоговой
учителя
аттестации по учебным
предметники,
предметам.
классный
Выступление на родительских
Формирования
Декабрь руководитель
собраниях
положительного
2021г.
«Как помочь ребенку готовиться к
государственной итоговой
аттестации».
отношения к
Февраль 9 класса
государственной итоговой 2022г.
аттестации, разрешения
прогнозируемых
трудностей.
4.
Выступление на тематических
классных часах по теме «Пути
достижения успеха на экзамене»,
«Как сдать государственной
итоговой аттестации» —
практические советы.
Готовность и способность
субъектов государственно
й итоговой аттестации к
эмоционально волевой регуляции.
5.
Диагностика психологической
готовности учащихся к
государственной итоговой
аттестации.
Определение уровня псих
ологической готовности
выпускников к
экзаменационным
испытаниям по трем
компонентам
психологической
готовности к
государственной итоговой
аттестации
(самоорганизация и
самоконтроль,
познавательные
процессы –
познавательный
компонент, тревожность –
личностный компонент,
знакомство с процедурой
государственной итоговой
аттестации –
процессуальный
компонент).
Педагогпсихолог
Острохишко
Е.П.
2 этап: Основной
Цель – создание условий для психологической готовности к государственной итоговой
аттестации и решения психологических проблем конкретных учащихся,
1.
Формирование групп учащихся с
низким уровнем психологической
готовности к ГИА и ЕГЭ.
Выявление психолого педагогических проблем в
обучении.
Февраль Педагог2022г. психолог
Острохишко
Е.П.
2.
Проведение цикла психологических
занятий с элементами тренинга,
сказкотерапии, арт-терапии для
учащихся 9 класса по развитию
внимания, памяти, самоорганизации,
самоконтроля, снятия тревожности.
Создание условий для
психологической
готовности к
государственной итоговой
аттестации и решения
психологических проблем
конкретных учащихся.
Мартиюнь
2022г.
3.
Проведение занятий с учащимися по Овладение учащимися
обучению релаксации, методам
приёмами и навыками
снятия нервно-психического
психофизической
Педагогпсихолог
Острохишко
Е.П.
напряжения и стабилизации
психоэмоционального состояния
личности.
саморегуляции, выработка
умений самостоятельно
противостоять стрессу.
Консультирование учащихся,
Формирование
Мартпо вопросам психологической
положительного отношения июнь
готовнготовности к экзаменационным
к государственной итоговой 2022г.
испытаниям.
аттестации, разрешения
Цель: оказание психологической по прогнозируемых
мощи и поддержки субъектам
трудностей, формирование и
государственной итоговой
развитие определенных
аттестации, обучение их
знаний, умений и навыков,
навыкам саморегуляции.
необходимых для успешной
сдачи экзаменов.
4.
Педагогпсихолог
Острохишко
Е.П
Социальный
педагог Ковина
В.И.,
Зам. дир. по УР
Марченко С.Н.
5.
Разработка презентаций,
рекомендаций, памяток для
учащихся, педагогов, родителей.
Цель: профилактика стрессовых и
кризисных ситуаций у участников
ГИА
Создание банка
Март
методических разработок и 2022г.
наглядности по
психологическому
сопровождению готовности
к государственной итоговой
аттестации.
Предупреждение
формирования негативных
установок и неадаптивных
форм поведения (в т.ч.
суицидальных намерений)
6.
Родительские собрания:
«Психологический комфорт
в семье во время экзаменов»,
«Как помочь ребенку
пережить стресс экзамена»,
«Особенности
психологической поддержки
во время государственной
итоговой аттестации»,
«Три составляющих успеха
сдачи государственной
итоговой аттестации –
психологически
подготовленный родитель и
ребенок».
Овладение методами и
Мартприемами создания
май
комфортной ситуации в
2022г.
семье выпускника школы во
время
сдачи государственной
итоговой аттестации.
Педагогпсихолог
Острохишко
Е.П
Социальный
педагог Ковина
В.И
Зам. дир. по УР
Марченко С.Н.
7.
Работа с педагогами:
1.Семинар –
практикум для педагогов
«Психологическое сопровождение
государственной итоговой
аттестации».
2. Выступление на педсовете по
теме «Формирование мотивационн
ых установок субъектов ОП к орга
Создание ситуации
сотрудничества, подготовка
рекомендаций по оказанию
помощи и поддержке
обучающимся с низким
уровнем психологической
готовности к
государственной итоговой
аттестации
Педагогпсихолог
Острохишко
Е.П
Декабрь
-май
20212022
уч.г.
низации и проведению государстве
нной итоговой аттестации».
3.Организация имитации ситуации
сдачи государственной итоговой
аттестации (проведение
репетиционного экзамена в форме
ОГЭ).
8.
Оформление информационного
стенда, наглядных материалов для
учащихся и родителей.
Формирования
положительного отношения
к государственной итоговой
аттестации, разрешения
прогнозируемых
трудностей.
Декабрь
-май
20212022
уч.г.
Отслеживание динамики
развития.
Апрель Педагогпсихолог
Острохишко
Е.П
3 этап: Аналитико – обобщающий
1.
Повторная диагностика.
2.
Проведение совещания «Выпускник- Совершенствовать
Апрель Зам. дир. по УР
2022».
специальные
Марченко С.Н.
педагогические и социально
Педагог– психологические условия,
психолог,
позволяющие осуществлять
Острохишко
развивающую,
Е.П.,
коррекционноСоциальный
формирующую работу с
педагог Ковина
выпускниками школы.
В.И.
учителя
предметники,
классный
руководитель
9 класса