МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
347789 Ростовская область, Веселовский район, п. Средний Маныч, ул. Просвещения 22А
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель
Ульяненко Г.Н.
Протокол №1
от “26.08.2024”
СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
Моисеенко Т.А.
Протокол №1
от “26.08.2024”
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Ульяненко Г.Н.
Приказ №253
от “30.08.2024”
ВЫПИСКА ИЗ АООП НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
с тяжелыми и
множественными нарушениями развития
(вариант 2)
на 2024 – 2025 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Весёловский муниципальный район, Ростовская область 2024
Пояснительная записка.
Учебный
план МОУ КИРОВСКОЙ СОШ для обучающихся с ИН вариант 2
(реализующих ФАООП ИН вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам, формы промежуточной аттестации.
Учебный план включает две части: обязательную часть и
участниками образовательных отношений.
часть, формируемая
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП,
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, включает
образовательные области, представленные учебными предметами по выбору
образовательного учреждения и обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающихся
с
учетом
намеченных
задач
внеурочной
деятельности
и
воспитательного процесса. Все ее формы представляются в деятельностных
формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники образовательного учреждения ( учителя, педагогипсихологи, педагоги дополнительного образования и др.) и обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Внеурочная деятельность включает:
- коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом, учителем;
- коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
- внеурочные мероприятия.
Учебный план МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ составлен с учётом требований
следующих нормативных документов:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
−
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и
от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС УО);
−
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 г. № 955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и
образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»;
− Приказа Министерства Просвещения РФ от 21.05.2024 № 347 «О внесении
изменений в приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников"
− Приказа Министерства Просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.11.2022 № 70799);
− Приказа Министерства Просвещения РФ от 05.12.2022 № 1063 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №
115»;
− Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания";
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
− Письма Министерства просвещения РФ от 17.06.2022 №03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
− Письма Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03-1190 «Методические
рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»;
− Письма Министерства просвещения РФ №07-5789 от 25.08.2022 «О направлении
методических рекомендаций по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ»;
− Устава МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) МБОУ КИРОВСКОЙ
СОШ.
Учебный план является частью АООП и разработан на основании федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2) и ФГОС
ОУ. Учебный план на 2024/2025 учебный год обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4. 3648-20 и гигиенических нормативов
установленных СанПиН 1.2.3685-21
Сроки реализации АООП НОО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
составляет 5 лет. В соответствии с ФГОС УО с 01.09.2024 года введены
пролонгированные сроки обучения за счёт дополнительного 1 класса.
Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом,
согласованным с Учредителем и расписанием занятий, которые разрабатываются и
утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Образовательный процесс
проводится во время учебного года. Режим функционирования устанавливается в
соответствии с СанПиН 1.2.3685-21, календарным учебным графиком на 2024/2025
учебный год. Учебный год начинается 02 сентября 2024 года. Учебный год заканчивается
23 мая 2025 года.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном
и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IV класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс).
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул не менее 7 календарных дней. Для обучающихся 1 класса в 3
четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Учебный год делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых в
1-4 классах для детей с умеренной умственной отсталостью отметки не
выставляются, обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
без домашнего задания.
В 1 - 4 классах организовано обучение в условиях пятидневной учебной недели при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки согласно СанПиН 1.2.3685-21
Продолжительность учебной недели во всех классах - 5 дней.
Обучение осуществляется в первую смену.
Начало уроков в 8.30 часов.
Проведение нулевых уроков запрещено.
Продолжительность уроков: 1 классы
-35 минут (I и II четверти);
1 классы -35минут (III и IV четверти); 2 - 9 классы -35 минут.
Расписание уроков составляется с учётом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определённой
гигиеническими нормами СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели,
объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
− для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5
уроков, за счет урока физической культуры,
− для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков
за счет урока физической культуры,
Обучение в 1 дополнительном классе осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую
смену;
- использование в 1 классе (1 год обучения) «ступенчатого» режима обучения в
первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 35 минут каждый);
- в середине учебного дня организовано 2 динамические паузы продолжительностью не
менее 20 минут (в течение учебного дня не менее 40 минут);
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий (включая 1 класс второго года обучения);
При организации обучения в форме надомного обучения учебные планы основаны на
требованиях АООП (вариант 2) и ФГОС ИН, с соблюдением количества
обязательных учебных предметов.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на
уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
В оздоровительных целях в школе созданы условия для реализации биологической
потребности организма детей в двигательной активности (в объёме не менее 2 часов);
− гимнастика до учебных занятий;
− динамические паузы в середине учебного дня;
− проведение гимнастики и физкультминуток на уроках;
− подвижные игры на переменах;
− уроки физической культуры;
− внеклассные спортивные мероприятия.
Кружки, коррекционно-развивающие занятия, занятия внеурочной деятельности
проводятся во второй половине дня после уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
-введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом учебного плана составляется ИУП для
каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов
и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в
индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся.
В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития,
как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее
выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на
предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не
позволяют осваивать предметы основной части учебного плана, учебная нагрузка
для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов
коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в
пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в
соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС). Некоторые дети,
испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в
организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин.,
фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 35 минут. В учебном плане
устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа),
группа (2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связано с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых
базовых учебных действий. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания
увеличиваются.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.
Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений),
неспецифических
жестов.
Пользование
воспроизводящими
заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и
другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться
доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной
речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному
чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла
узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к
осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: МАТЕМАТИКА.
Математические представления.
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений
и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления»,
«Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные
представления», «Временные представления».
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Окружающий природный мир.
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование
представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и
явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими
разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы».
Человек.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья»,
«Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Домоводство.
Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является
важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми
нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не
только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в
своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем
и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению
покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Окружающий социальный мир.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство
с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты
питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные
человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ИСКУССТВО
Музыка и движение.
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального
искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр,
музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность
к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам
работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению)
отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа
по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация».
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Адаптивная физическая культура.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на
велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и
сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных
заболеваний.
Коррекционно-развивающие занятия
Основные задачи реализации содержания: Коррекция отдельных сторон психической
деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм
поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик,
агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое. Коррекция речевых расстройств и
нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий
и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей
обучающихся с
умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии.
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на
основании рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
В учебный план АООП (вариант 2) входят коррекционные курсы и внеурочная
деятельность.
Содержание
коррекционно-развивающих
занятий
представлено
следующими
обязательными коррекционными курсами: "Сенсорное развитие", "Предметнопрактические действия", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация
(логопедическое занятие)"
Внеурочная деятельность реализована следующими направлениями: спортивнооздоровительная
деятельность,
коммуникативная
деятельность,
проектная
деятельность, художественно-эстетическая творческая деятельность и представлена
курсами: - в 1 – 4 классах
«Казачьи игры», «Разговоры о важном», «Секреты здорового питания», «Ритмика».
Информационно-методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение образования обучающихся с умственной
отсталостью направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого
доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации,
связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения
условий его осуществления.
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса включает:
- необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся;
- характеристики
предполагаемых
информационных
связей
участников
образовательного процесса;
- доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в
сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным
образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- возможность размещения материалов и работ в информационной среде
образовательной
организации
(статей, выступлений, дискуссий, результатов
экспериментальных исследований).
Система оценки достижений обучающихся
с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной
организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного
года.
Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод
экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных
специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу
аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть
представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки,
характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения
отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая
характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его
жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с интеллектуальными
нарушениями
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения
обучающимися адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования для обучающихся с ИН (вариант 2) должно быть достижение
результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года
обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При
оценке
результативности
обучения
должны
учитываться
особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося.
Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении
всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по
подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности
достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка
выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных
на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет
действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»(вербальной
или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной
физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Выявление
представлений,
умений
и
навыков
обучающихся
в
каждой
образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР,
конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае
затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием
видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,
следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
Учебный план по ФАООП ИН (вариант 2) обучающихся I доп., I - IV классов на
2024-2025учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Количество Всего
часов
I доп. I II III IV
/ Класс
Обязательная часть
1.
Язык
и
речевая Речь
и
альтернативная 3 3 3 2 2
практика
коммуникация
2. Математика
Математические представления
2 2 2 2 2
Окружающий природный мир
2 2 2 2 2
Человек
2 2 2 2 2
3. Окружающий мир
Домоводство
- - 1 1
Окружающий социальный мир
1 1 1 1 1
Музыка и движение
2 2 2 2 2
4. Искусство
Изобразительная деятельность
3 3 3 3 3
5. Физическая культура
Адаптивная физкультура
2 2 2 2 2
6. Технология
Профильный труд
- - - Итого
17 17 17 17 17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
4 4 6 6 6
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
21 21 23 23 23
учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
10 10 10 10 10
Коррекционные курсы:
6 6 6 6 6
1. Сенсорное развитие
2 2 2 2 2
2. Предметно-практические действия
1 1 1 1 1
3. Двигательное развитие
1 1 1 1 1
4. Альтернативная коммуникация
2 2 2 2 2
Внеурочная деятельность (по направлениям)
4 4 4 4 4
13
10
10
10
2
5
10
15
10
85
30
111
50
30
10
5
5
10
20
Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной
учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2 по 4
класс).