Рабочая программа учебного курса ОДНКНР для 5-6 классов на 2024 -2025 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования Администрации Веселовского района
МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании
Педагогического совета

Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ
___________________

____________________
Протокол №1
от «26» августа 2024 г.

Марченко С.Н.
Приказ №215
от «26» августа 2024 г.

Ульяненко Г.Н.
Приказ №215
от «26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно - нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5 - 6 классов
основного общего образования

п. Средний Маныч 2024

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена
в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина
носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,

достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное
и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся .

Цели изучения учебного предмета
Целями изучения учебного курса являются:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом .
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.

Место учебного предмета ОДНКНР в учебном плане
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного
общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного
часа в неделю.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного
взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом .
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761.
Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761.
Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник/ Н.Ф.
Виноградова, - 2-е изд, стер. - Москва: Просвещение, 2022 г – 123: ил.;
- Основы духовно – нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник/ Н.Ф.
Виноградова, Т.Э. Мариносян - 2-е изд, стер. - Москва: Просвещение, 2022 г – 156: ил.;
- Образовательная программа МБОУ «Корневская СОШ» Скопинского муниципального
района Рязанской области на 2023 – 2024 учебный год;
Положение о рабочей программе
МБОУ «Корневская СОШ» Скопинского
муниципального района Рязанской области;
- Учебный план МБОУ «Корневская СОШ» Скопинского муниципального района
Рязанской области на 2023 – 2024 учебный год.

Содержание учебного предмета ОДНКНР
5 класс
( 34 часа, 1 раз в неделю)
Введение (1 ч)
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств
человека. Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных,
нравственных, этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры.
Культура материальная и духовная. Как развивается и обогащается культура.
Материальная и духовная культура. Расширение кругозора. Примеры культурной жизни
народов в разные исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
Раздел I. Культура России как диалог культур разных народов (3 ч)
В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур
народов, проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное

творчество народов России. Человек — творец и носитель культуры. Выдающиеся
деятели российской науки и культуры — представители разных национальностей (ученые,
писатели, художники, композиторы, архитекторы, актеры, танцоры, представители разных
творческих профессий).Выдающиеся личности, причисленные к православным святым
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть культуры общества.
Источники, создающие нравственные установки.
Раздел II. Нравственные ценности российского народа (25 ч)
Нравственная культура человека и общества.
Что такое нравственная культура? Какого человека называют нравственным? Совесть –
внутренний голос человека. Быть справедливым – нравственный долг человека!
Интеллигентность – что это такое?
Патриотизм – нравственное чувство гражданина.
Патриотизм – нравственное чувство гражданина. «Береги землю родимую, как мать
любимую». Патриотические чувства — характеристика культурного человека.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса
разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Былинные герои русского
эпоса. Герои различных эпох – Древней Руси, XIX в, XX в. Жизнь ратными подвигами
полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и
др.) Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби
ШнеурЗалман и др.). Герои Великой Отечественной войны – Зинаида Портнова, Борис
Цариков, Александр Матросов, Борис Цариков. Православные священнослужители защитники Родины – священник Ф. Пузанов, архимандрит Нифонт. «Любовь к Родине
исходит из веры». Есть ли место подвигам в мирной жизни»
Гуманизм – высшее нравственное чувство человека.
Гуманизм – высшее нравственное чувство человека. Благотворительность – проявление
сострадания и милосердия.
Нравственные ценности традиционных религий России.
Религия и нравственность. Нравственные заповеди христианства. Святейший Патриарх
Кирилл, преподобный Ефим Сирин, Коран – главная книга ислама. Нравственные
заповеди буддизма. Нравственные заповеди иудаизма.
Труд – как общечеловеческая ценность.
«Труд – средство спасения души». «В труде — красота человека». Тема труда в фольклоре
разных народов (притчи, сказки, легенды, пословицы). Российские награды за
доблестный труд. Герои труда в Советском Союзе. Люди труда. Примеры
самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).

Раздел III. Интеллектуальная культура российского общества (2 ч)
Что такое интеллектуальная культура.
Интеллектуальная культура общества и интеллектуальный труд человека. История
развития интеллектуальной культуры общества. Выдающиеся представители
интеллектуальной культуры – Д.И. Менделеев, А.Ф. Можайский.
Раздел IV. Эстетическая культура общества (3 ч)
Эстетические ценности культуры.
Что такое эстетическая культура общества? Каковы ценности эстетической культуры?
Какие бывают виды искусства?
Эстетическая культура, рожденная религией.
Архитектура православных храмов. Икона в культуре православия. – Казанская икона
Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери, Спас Нерукотворный. Мечеть –
произведение мусульманской архитектуры. Каллиграфия в исламе.

6 класс
(34 часа, 1 раз в неделю)
Введение
Что такое ОДНКНР и для чего его изучают?
Раздел I. Что такое культура общества? (3 ч)
Культура общества
Что такое культура общества? Что такое индивидуальная культура человека.
Материальная и духовная культура. Источники развития культуры общества.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры.
Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие
культуры.
Человек и вера.
Что такое вера? Как появилась вера в Бога? Что такое религия? Традиционные религии
России – православие, буддизм, иудаизм, ислам. Православие как направление
христианства. Ислам – религия мусульман. Иудаизм – национальная религия евреев.
Философия буддизма.
Раздел II. Нравственные ценности российской культуры (9 ч)
Гражданин и государство.

Должен ли гражданин соблюдать законы и правила, установленные государством и
обществом? Конституция РФ - главный закон в РФ, его основные положения: права и
обязанности граждан РФ.
Кого называют патриотом?
Что такое патриотизм? Проявления патриотизма.
Героические страницы истории нашей страны.
Отечественная война 1812 г – причины, участники, ход войны, исторические события
(Бородинское сражение), герои, подвиги, итоги войны. Генерал Николай Раевский,
полководец М.И Кутузов, М.А. Суворов, генерал, партизан - Денис Давыдов, партизанка
Василиса Кожина, . Подвиг генерала Н.Н. Раевского. Военная операция генерала
Дорохова. Великая Отечественная война 1941 -1945 г. «Когда народ един – он
непобедим!» Герои Великой Отечественной войны – летчик И.Н. Кожедуб, снайпер Л.
Павличенко, рядовой Ф.К. Попов.
Нравственные ценности личности.
Человек – кто он? Что отличает человека от животных? Что такое индивид,
индивидуальность, личность? Человеческие пороки. Что такое совесть? Примеры
известнейших общественных личностей, добившихся успеха в жизни – Валентин Дикуль,
Евгений Симрнов, Олеся Владыкина. Что такое воля? Как развить в себе это качество?
Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно – нравственных ценностей (5 ч)
Что такое семья и для чего она создается? Почему семью называют ячейкой общества?
Функции семьи. Государство и семья. Чем одна семья отличается от другой (виды семей)?
Семейный детский дом – что это такое? Семейные роли.
Семейные ценности.
Семейные традиции. Какие качества воспитывали родители в детях в далеком прошлом?
(трудолюбие). Отношение к результатам труда и бережливость. Доброта и милосердие.
Гостеприимство – семейная традиция. Традиционные религии о семейных ценностях –
ценности православной семьи, семейные ценности мусульман, семья в иудаизме,
отношение буддистов к семейной жизни.
Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества (7 ч)
Общество и образование.
Система образования РФ. Какие образовательные организации есть в России? Как
образование влияет на развитие общества? Кого называют образованным человеком?
Страницы истории развития образования.
Начальное образование на Руси. Образование в России в XVIII –XIX веках (в эпоху
правления Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой). Образование в XIX веке

(в эпоху правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II).
Царскосельский лицей. Иван Сытин - российский книгоиздатель.
Религия и образование.
Христианская вера и образование на Руси. Софья Палеолог и появление первой
библиотеки на Руси. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизма на
развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования.
Раздел V. Художественная культура народов России (8 ч)
Области художественной культуры.
Что такое художественная культура? Что является ядром художественной культуры?
Области художественной культуры. Виды искусства. Какую эпоху называют «золотым
веком культуры? Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской
мифологии – языческие боги Сварог, Перун, Берегиня, Лада, Велес, Святобор.
Декоративно – прикладное искусство народов России.
Что такое декоративно – прикладное искусство? Виды декоративно-прикладного
искусства, значение.
Выдающиеся деятели культуры народов России.
Великий пейзажист - Исаак Левитан, композитор П.И. Чайковский, творцы российской
культуры – А.М. Павлова, А.С. Пушкин, Ф.И. Шаляпин, М.А. Эсамбаев, М.Ф. Казаков,
В.И. Мухина, С.Д. Эрьзя, К.С. Станиславский, Р.Г. Гамзатов.
Художественная культура, рожденная религией.
Православный храм. Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри.
Синагога.
Художественная культура традиционных религий России.
Православная художественная культура. Икона. Икона Божией Матери. Иконостас.
Духовная музыка. Колокольный звон. Художественная культура ислама. Каллиграфия –
искусство письма. Арабески в искусстве ислама. Вклад буддизма в мир искусства.
Иудаизм и художественная культура. Иван Айвазовский и библейские сюжеты.
Раздел VI. Как сохранить культуру общества (2 ч)
Кого называют образованным человеком?
Образованные гении России – М. В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Н.И. Лобачевский, С.В.
Ковалевская, Ж. И. Алферов, Л.Д. Ландау, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский.
Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять.
Что такое культурное наследие? Кому принадлежит культурное наследие? Объекты
культурного наследия – Московский Кремль, озеро Байкал, Кижский погост (Кижи),

Великий Новгород. Что такое памятник культуры? Как государство охраняет культурные
ценности? Что каждый из нас может сделать для сохранения культуры общества?

Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Личностные результаты:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками;
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире;
• воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
•
•
•
•

характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:

•
•

рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:

•
•

оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу)
в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и
делового этикета.
Информационные:

•

анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:

•
•
•
•
•
•
•

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя.
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Метапредметные результаты:

•

•
•
•
•

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников
и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события,
изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты:

•
•
•

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР
на уровне основного общего образования

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
•

Патриотическое воспитание:

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание:
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Духовно-нравственное воспитание:
- сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- сформированность нравственной рефлексии компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России;

- готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в
том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3. Регулятивные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты:
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Наименование
№
разделов
и тем урока
п/п

Количество
часов

Дата
изучения

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.

1

Введение

1

03.09.2024

2

Раздел I. Культура
России как диалог
культур разных
народов

4

10.09.2024
17.09.2024
24.09.2024
01.10.2024

3

Раздел II.

18

08.10.2024

Нравственные
ценности
российского народа

4
5

6

7
8

15.10.2024
22.10.2024
12.11.2024
19.11.2024
26.11.2024
03.12.2024
10.12.2024
17.12.2024
24.12.2024
14.01.2025
21.01.2025
28.01.2025
04.02.2025
11.02.2025
18.02.2025
25.02.2025
04.03.2025
11.03.2025
18.03.2025

edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

3

08.04.2025
15.04.2025
22.04.2025

http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Проверочная работа
по Разделу II
Раздел III.
Интеллектуальная
культура
российского
общества
Раздел IV.
Эстетическая
культура общества

1

5

29.04.2025
06.05.2025

Проверочная работа
по Разделу IV
Повторительно –
обобщающий урок
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

1

13.05.2025

1

20.05.2025

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Наименовани
е разделов и
тем
п/
программы
п

1

Зачем изучать
предмет
«Основы
духовно-

вс
ег
о

1

Количество часов
контрол
практич
ьные
еские
работы
работы

0

Введение
1 час
0

Дата
изучен
ия

Вид
деятельнос
ти

Виды,
формы
контрол
я

03.09.2
024

Формирова
ть
представле
ние

Устный
опрос,
письмен
ный

2

3

4

5

нравственной
об
контроль
культуры
особенност
народов
ях
России». Что
курса
такое
«Основы
культура
духовнообщества?
нравственн
Отношение к
ой
культуре
культуры
родного
народов
народа,
России»;
Родины как
Вести
отражение
самостояте
патриотически
льную
х чувств
работу с
человека.
учебником
Раздел I. Культура России как диалог культур разных народов
4 часа
В мире
1
0
1
10.09.2
Устный
культуры
024
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа
Человек –
2
0
0
17.09.2
Устный
творец и
024
опрос,
носитель
24.09.2
письмен
культуры.
024
ный
Выдающиеся
контроль
деятели
российской
культуры
Выдающиеся
1
0
0
01.10.2
Устный
личности,
024
опрос,
причисленные
письмен
к
ный
православным
контроль
святым

Раздел II. Нравственные ценности российского народа
19 часов
Нравственная
1
0
0
08.10.2
культура
024
человека и
общества

Устный
опрос,
письмен
ный
контроль

6

Совесть –
внутренний
голос
человека

1

0

0

15.10.2
024

7

Быть
справедливым
–
нравственный
долг человека!

1

0

1

22.10.2
024

8

Интеллигентн
ость – что это
такое?

1

0

0

12.11.2
024

9

Патриотизм –
нравственное
чувство
гражданина

1

0

0

Приводить

19.11.2 примеры
024 патриотизм
а в истории
ив
современно
м обществе
.
Слушать
объяснения
учителя,
работать с
учебником,
рефлексирова
ть
собственный
опыт

10 Отечественная
война 1812 г.
Страницы
Великой
Отечественно
й войны.

1

0

1

11 Прославленны
е
священнослуж
ители –
защитники
Родины.
12 «Любовь к
Родине

1

0

0

26.11.2
024

03.12.2
024

1

0

0

10.12.2
024

Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль

Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,

исходит из
веры»
13 Есть ли место
подвигам в
мирной
жизни?

1

0

0

17.12.2
024

14 Гуманизм –
высшее
чувство
человека.

1

0

0

24.12.2
024

15 Благотворител
ьность –
проявление
сострадания и
милосердия
16 Нравственные
ценности
традиционных
религий
России.
Религия и
нравственност
ь
17 Нравственные
заповеди
христианства,
ислама,
буддизма,
иудаизма

1

0

0

14.01.2
025

1

0

0

21.01.2
025

4

0

1

28.01.2
025
04.02.2
025
11.02.2
025
18.02.2
025

письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль

Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа

18 Труд как
2
0
1
25.02.2
общечеловече
025
ская ценность,
04.03.2
Российские
025
награды за
доблестный
труд, герои
труда в
Советском
Союзе
11.03.2
Письмен
19 Проверочная
1
1
0
025
ный
работа по
контроль
Разделу II
Раздел III. Интеллектуальная культура российского общества
3 часа
20 Что такое
1
0
0
18.03.2
Устный
интеллектуаль
025
опрос,

ная культура?
21 Интеллектуал
ьная культура
общества и
интеллектуаль
ный труд
человека.
22 Выдающиеся
представители
интеллектуаль
ной культуры
– Д.И.
Менделеев,
А.Ф.
Можайский
23 Эстетические
ценности
культуры.
Искусство и
культура
общества.
24 Эстетическая
культура,
рожденная
религией.
Архитектура
православных
храмов.
Каллиграфия
в исламе.
25 Иконы в
культуре
православия.

26 Мечеть –
произведение
мусульманско
й
архитектуры.

1

0

0

08.04.2
025

1

0

0

15.04.2
025

Раздел IV. Эстетическая культура общества
7 часов
1
0
0
22.04.2
025

1

0

1

29.04.2
025

1

0

1

06.05..2
025

1

0

1

06.05.2
025

письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль

Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письмен
ный
контроль
,
практиче
ская
работа

27 Каллиграфия
в исламе.

1

0

0

13.05.2
025

Устный
опрос,
письмен
ный
контроль

28 Проверочная
работа по
Разделу IV
29 Повторитель
но –
обобщающий
урок
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВ
О ЧАСОВ

1

1

0

13.05.2
025

Письмен
ный
контроль

1

0

1

20.05.2
025

34

2

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
урока
Введение

Количество
часов

Дата
изучения

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

06.09.2024

http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2

Раздел I. Что такое
культура общества?

3

13.09.2024
20.09.2024
27.09.2024

3

Раздел II.
Нравственные
ценности
российской
культуры

8

4

Раздел III. Семья –
создатель и
хранитель духовно –
нравственных
ценностей
Раздел IV. Роль
образования в
развитии культуры
общества

5

Раздел V.
Художественная

8

04.10.2024
11.10.2024
18.10.2024
25.10.2024
08.11.2024
15.11.2024
22.11.2024
29.11.2024
06.12.2024
13.12.2024
20.12.2024
27.12.2024
10.01.2025
17.01.2025
24.01.2025
31.01.2025
07.02.2025
14.02.2025
21.02.2025
28.02.2025
06.03.2025

5

6

6

http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru
http://scoolcollection.
edu.ru

культура народов
России

7

Раздел VI. Как
сохранить культуру
общества

2

8

Контрольная работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

1
34

13.03.2025
20.03.2025
27.03.2025
03.04.2025
10.04.2025
17.04.2025
24.04.2025
08.05.2025

https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

http://scoolcollection.
edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/
http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

15.05.2025

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ Наименова
ние
п/ разделов и
тем
п
программ
ы

1

Зачем
изучать
предмет
«Основы
духовнонравственн
ой
культуры
народов
России».
Что такое
культура
общества?
Отношение
к культуре
родного
народа,
Родины как
отражение
патриотиче
ских чувств
человека.

все
го

1

Количество часов
контрол
практиче
ьные
ские
работы
работы

0

Введение
1 час
0

Дата
изучен
ия

Вид
деятельнос
ти

Виды,
формы
контрол
я

06.09.2
024

Формироват
ь
представлен
ие
об
особенностя
х
курса
«Основы
духовнонравственно
й
культуры
народов
России»;
Вести
самостоятел
ьную работу
с учебником

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

Раздел I. Что такое культура общества

2

Культура
общества

1

0

3 часа
1

3

Человек и
вера

1

0

0

20.09.2
024

4

Традиционн
ые религии
России:
православи
е, ислам,
иудаизм,
буддизм

1

0

1

27.09.2
024

5

13.09.2
024

Раздел II. Нравственные ценности российской культуры
8 часов
Гражданин
1
0
1
04.10.2
и
024
государство
.
Конституци
я РФ.

6

Кого
называют
патриотом?

1

0

0

11.10.2
024

7

Героически
е страницы
истории
нашей
страны.
Отечествен
ная война
1812 года
Герои –
участники
Отечествен
ной войны
1812 года и
их подвиги

1

0

0

18.10.2
024

1

0

1

25.10.2
024

8

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская

Великая
Отечествен
ная война
1941 – 1945
гг
10 Герои ВОВ
1941 1945г.и их
подвиги
9

1

0

0

08.11.2
024

1

0

1

15.11.2
024

работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

11 Нравственн
1
0
0
22.11.2
ые
024
ценности
личности:
что такое
личность?
12 Примеры
1
0
0
29.11.2
Устный
сильных
024
опрос,
личностей письменн
артисты,
ый
спортсмены
контроль
, танцоры
Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно – нравственных ценностей
5 часов
13 Семья –
1
0
0
06.12.2
Устный
ячейка
024
опрос,
общества.
письменн
Функции
ый
семьи
контроль
14 Государств
1
0
0
13.12.2
Устный
о и семья
024
опрос,
письменн
ый
контроль
15 Виды
1
0
1
20.12.2
Устный
семей.
024
опрос,
Семейные
письменн
роли.
ый
контроль,
практиче
ская
работа
16 Семейные
1
0
0
27.12.2
Устный
ценности:
024
опрос,
трудолюбие
письменн
, уважение
ый
к труду,
контроль

бережливос
ть, доброта
и
милосердие
17 Традиционн
1
0
1
10.01.2
ые религии
025
о семейных
ценностях:
ценности
православн
ой семьи,
семейные
ценности
мусульман,
семья в
иудаизме,
отношение
буддистов к
семейной
жизни.
Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества
6 часов
18 Общество и
1
0
0
17.01.2
образовани
025
е
19 Страницы
истории
развития
образовани
я:
начальное
образовани
е на Руси
20 Страницы
истории
развития
образовани
я:
образовани
е в России в
XVIII – XIX
веках
21 Страницы
истории
развития
образовани
я:
образовани
е в России в
XVIII – XIX

1

0

1

24.01.2
025

1

0

1

31.01.2
025

1

0

1

07.02.2
025

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа

веках
22 .Религия и
образовани
е.
Христианск
ая вера и
образовани
е на Руси.
23 Влияние
ислама,
буддизма,
иудаизма на
развитие
образовани
я
24 Области
художестве
нной
культуры.
Виды
искусства

1

0

1

14.02.2
025

1

0

0

21.02.2
025

Раздел V. Художественная культура народов России
8 часов
1
0
1
28.02.2
025

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

25 Мифология
и фольклор
как пласт
культуры.
Образы
славянской
мифологии.

1

0

1

06.03.2
025

26 Декоративн
о–
прикладное
искусство
народов
России
27 Выдающиес
я деятели
культуры
народов
России.
Творцы
российской
культуры
28 Художестве
нная
культура,
рожденная

1

0

0

13.03.2
025

1

0

0

20.03.2
025

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

1

0

1

27.03.2
025

Устный
опрос,
письменн
ый

религией:
православн
ый храм
29 Художестве
нная
культура,
рожденная
религией:
мечеть,
буддийские
храмы и
монастыри,
синагоги
30 Художестве
нная
культура
традиционн
ых религий
России:
православн
ая культура
31 Художестве
нная
культура
ислама,
буддизма и
иудаизма

32 Кого
называют
образованн
ым
человеком?
Образованн
ые гении
России.
33 Культурное
наследие
России: что
это такое,
кому оно
принадлежи
т, объекты
культурног
о наследия,
почему
необходимо
его

1

0

0

03.04.2
025

1

0

1

10.04.2
025

1

0

1

17.04.2
025

. Раздел VI. Как сохранить культуру общества
2 часа
1
0
0
24.04.2
025

1

0

0

08.05.2
025

контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль,
практиче
ская
работа
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

Устный
опрос,
письменн
ый
контроль

сохранять
34 Контрольн
ая работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕС
ТВО
ЧАСОВ

1

1

0

34

1

16

15.05.2
025

Письмен
ный
контроль

Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса
ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям:
внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам
поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на
формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося
и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных
российских
духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное

и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения
(конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы
для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную
работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения
задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как
ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов
(текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент
подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для
обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система
видеоконференций и
мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в
подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия
о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по
различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов
предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а
также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим
видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного
профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс»,
издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям
учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с
учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс
располагается по адресу https://media.prosv.ru/

11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов.
https://русское-слово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе,
различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение»,
«Читайка». https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям
учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы,
инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления
знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».