Аннотация к рабочей программе по истории 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «История»
10-11 класс
Программа по истории дает представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами истории,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам
курса.
Место истории в системе среднего общего образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности человека. История
представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной
среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения
исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
При разработке рабочей программы по истории образовательная
организация
вправе
использовать
материалы
всероссийского
просветительского проекта «Без срока давности», направленные на
сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения в СССР и
военных преступлений нацистов в годы Великой Отечественной войны 1941–
1945 гг.
Задачами изучения истории являются:
углубление социализации обучающихся, формирование гражданской
ответственности и социальной культуры, соответствующей условиям
современного мира;
освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории
XX – начала XXI в.;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
формирование исторического мышления, способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и

взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее –
будущее»;
работа с комплексами источников исторической и социальной
информации, развитие учебно-проектной деятельности;
расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности
(сопоставление различных версий и оценок исторических событий и
личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование
позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
развитие практики применения знаний и умений в социальной среде,
общественной деятельности, межкультурном общении.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 136, в 10–
11 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИСТОРИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского
служения Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание исторического значения конституционного развития России,
своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность,
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и
нормы современного российского общества; понимание значения личного
вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших
поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии
своей страны и мира;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
осознание значимости для личности и общества наследия отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая
эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда,
общественных отношений;
5) физического воспитания:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе
на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
6) трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; формирование интереса к различным сферам
профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических

процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной
и социальной среде;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории;
9) эмоциональный интеллект:
развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать
свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных
исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль,
умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать другого
человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных
навыков (способность выстраивать конструктивные отношения с другими
людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом
позиций и мнений других участников общения).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения истории на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;

выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и
осуществлять подбор исторического материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма,
основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме
таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и
настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения,
выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования в современном общественном контексте.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебники, исторические источники, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации; высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по
предложенным или самостоятельно сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их
свидетельств;
использовать
средства
современных
информационных
и
коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм,
требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и
современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том
числе межкультурного, в образовательной организации и социальном
окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план
действий, определять способ решения, последовательно реализовывать
намеченный план действий и другие;
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль,
рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в
свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в
учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего
поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить
конструктивные предложения для совместного решения учебных задач,
проблем.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных
целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия
с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной
работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1914—1945
годы. 10 класс. Базовый уровень»
• Мединский В. Р., Торкунов А. В. «История. История России. 1945 год —

начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень»
• Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «История. Всеобщая история. 1914—
1945 годы. 10 класс. Базовый уровень»
• Мединский В. Р., Чубарьян А. О. «История. Всеобщая история. 1945 год
— начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».