Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень), 10 - 11 классов (по обновленным ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа по обществознанию предназначена
для обучающихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений
разработана на основе ФГОС СОО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
Данная программа используется для обучения обществознанию в МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ и ориентирована на использование учебников
«Обществознание» для 10-11 классов Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.,
Матвеева А.И. Данные учебники рекомендованы Министерством образования
и науки РФ и входят в федеральный перечень учебников на 2024-2025 учебный
год.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории– 136 часа:
в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в
неделю). Программа по обществознанию устанавливает распределение
обязательного предметного содержания по годам обучения, предусматривает
примерный ресурс учебного времени, выделяемого на изучение тем/разделов
курса, учитывает особенности изучения обществознания, исходя из его
особенностей и структуры, межпредметных связей обществознания с
содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также
с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Цели изучения обществознания:
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения
страны в различных областях жизни, уважения к традиционным ценностям и
культуре России, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее
духовно-нравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания,
политической
культуры,
мотивации
к
предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню научных
знаний и позволяющей реализовать требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы,
представленным
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать
и систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении
полученных знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности,
включая волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и
оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и
собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования
учебный предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты
социальной жизни; ценности и нормы, регулирующие общественные
отношения; социальные роли человека, его права, свободы и обязанности как
члена общества и гражданина Российской Федерации; особенности
современного российского общества в единстве социальных сфер и
институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные
аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется
в соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику
учебного предмета на уровне среднего общего образования:
определение учебного содержания научной и практической
значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями
учебного предмета с учетом познавательных возможностей учащихся
старшего подросткового возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер
жизни общества, типичных видов человеческой деятельности в
информационном обществе, условий экономического развития на
современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и
прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных
проблем;
обеспечение развития ключевых навыков, формируемых
деятельностным компонентом социально-гуманитарного образования
(выявление проблем, принятие решений, работа с информацией), и
компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности и при выборе профессии;
включение в содержание предмета полноценного материала о
современном российском обществе, об основах конституционного строя
Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации,
о правах и свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее
роли в мире и противодействии вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников,
мотивирующей креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом
уровне среднего общего образования от содержания предшествующего уровня
заключается в:
изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении ряда ранее изученных социальных явлений и
процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального
познания;
большей опоре на самостоятельную деятельность и
индивидуальные познавательные интересы обучающихся, в том числе
связанные с выбором профессии;
расширении и совершенствовании познавательных,
исследовательских, проектных умений, которые осваивают
обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении
социальных ролей, типичных для старшего подросткового возраста.