Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Л.М.Рыбченкова,
О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др.) в соответствии учебным планом
ГБОУ школа №428. Основные требования к содержанию и структуре рабочей
программы закреплены в документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897
 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования». Общеобразовательная
программа основного общего образования ГБОУ школа №428
 Положение о рабочей программе МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ
 Цель настоящей программы:
Курс русского языка в 10-11 классе направлен на достижение следующих
целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать

функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Задачи обучения:
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи
курса русского языка в 10-11 классе по данной программе сводятся к
следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях
языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике
речевого общения основных норм современного русского литературного
языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
учащихся; - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их
признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и
письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой
самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и
навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов,
стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Общая характеристика учебного предмета

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой
не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском
языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс
речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение
русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения выпускника школы практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том,
что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы,
связанные с формированием общей культуры, с развивающими и
воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе
изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных
умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и
предполагающих развитие речемыслительных способностей:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационных (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня
старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных
учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная
новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11
классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе
которого структурировано содержание данной рабочей программы,
направленное на развитие и совершенствование коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о
лингвистике как науке; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи
личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению
русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы,
установление взаимосвязи между процессами изучения и использования
языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического
материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и
овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях
речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной
программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ
лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что
предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и
освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью
формирования у них умений уместного использования языковых средств в
разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом
государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств
и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов
чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с
развитием навыков диалогической и монологической речи, с
совершенствованием умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в
практическом применении непосредственно на уроках русского языка в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её
практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)
подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной
ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач
обучения на данном этапе является развитие и совершенствование
способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и
расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях,
коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных
сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое
поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое
внимание в программе уделяется научному, публицистическому и
художественному стилям речи, практическому овладению учениками
данными стилями; это связано с практическими потребностями,
возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы,
вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц,
схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных
вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и
углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии,
грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической,
пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики
текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных
качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как
овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые
факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в
речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Информация об используемом УМК: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова,
А.Г. Нарушевич и др. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник
для общеобразовательных организаций. М. «Просвещение» 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».