Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Л.М.Рыбченкова,
О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др.) в соответствии учебным планом
ГБОУ школа №428. Основные требования к содержанию и структуре рабочей
программы закреплены в документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования». Общеобразовательная
программа основного общего образования ГБОУ школа №428
Положение о рабочей программе МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ
Цель настоящей программы:
Курс русского языка в 10-11 классе направлен на достижение следующих
целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать
функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
Задачи обучения:
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи
курса русского языка в 10-11 классе по данной программе сводятся к
следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях
языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике
речевого общения основных норм современного русского литературного
языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
учащихся; - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их
признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и
письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой
самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и
навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов,
стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой
не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском
языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс
речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение
русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во
многом определяют достижения выпускника школы практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том,
что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы,
связанные с формированием общей культуры, с развивающими и
воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе
изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных
умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и
предполагающих развитие речемыслительных способностей:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационных (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня
старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных
учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная
новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11
классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе
которого структурировано содержание данной рабочей программы,
направленное на развитие и совершенствование коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и
навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о
лингвистике как науке; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи
личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению
русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового,
речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы,
установление взаимосвязи между процессами изучения и использования
языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического
материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и
овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях
речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной
программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ
лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что
предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и
освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью
формирования у них умений уместного использования языковых средств в
разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом
государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств
и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов
чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с
развитием навыков диалогической и монологической речи, с
совершенствованием умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в
практическом применении непосредственно на уроках русского языка в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её
практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)
подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной
ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач
обучения на данном этапе является развитие и совершенствование
способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и
расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях,
коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных
сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое
поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое
внимание в программе уделяется научному, публицистическому и
художественному стилям речи, практическому овладению учениками
данными стилями; это связано с практическими потребностями,
возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы,
вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц,
схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных
вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и
углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии,
грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической,
пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики
текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных
качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как
овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые
факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в
речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Информация об используемом УМК: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова,
А.Г. Нарушевич и др. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник
для общеобразовательных организаций. М. «Просвещение» 2020.