МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
347789 Ростовская область, Веселовский район, п. Средний Маныч, ул. Просвещения 22А
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель
Ульяненко Г.Н.
Протокол №11
от “05.08.2024”
СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
Моисеенко Т.А.
Протокол №3
от “05.08.2024”
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Ульяненко Г.Н.
Протокол №201
от “05.08.2024”
Выписка из ООП СОО
План
внеурочной деятельности
(среднее общее образование)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
на 2024-2025 учебный год
Весёловский муниципальный район, Ростовская область 2024
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1.План внеурочной деятельности МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности – нормативный документ, который обеспечивает введение
в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, определяет общий и максимальный объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру
направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
1.2.План внеурочной деятельности для основного общего образования (5-9 классы)
МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ разработан на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Законы:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.
от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утверждена
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371)
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 01 июня 2012года № 475 «Об
утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям»
(с изменениями от 15.07.2019г);
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об
утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания
обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим
компонентом».
Приказы:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.08.2022 №69822);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников"(зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-3564 «Методические рекомендации по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (Вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
-Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации"
(Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных
программ)
-Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене
методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный
объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
-Письмо Министерства Просвещения РФ от 15.08.2022 03/1190 «О направлении
методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
Муниципальный уровень:
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение
эффективности образования в Веселовском районе»;
Школьный уровень:
- Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (утвержден Постановлением
Главы Администрации Веселовского района 01.12.2015.№485)
- Федеральная образовательная программа основного общего образования МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена 05.08.2024 г. приказом № 201).
-Программа воспитания МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена приказом по школе от
05.08.2024 №201)
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ (утверждено приказом по школе от 19.07.2023 №141)
Направления внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных
от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает широту развития личности обучающихся,
учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки
учащихся.
Цель внеурочной деятельности:
1.Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в
свободное от учёбы время;
2.Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
- улучшить условия для развития обучающихся;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
- создать условия для свободного общего развития личности;
-создать условия для развития критического и творческого мышления обучающихся;
- создать условия для формирования проектной компетенций;
- содействовать самореализации личности ребёнка и педагога;
- обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию
обучающихся к жизни в обществе.
Модель организации внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме
учебной) в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в
качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.
Планируемые результаты
В результате реализации внеурочной деятельности у выпускников средней школы
будут сформированы личностные и метапредметные результаты, которые направлены
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
Планируемые результаты деятельности предполагают комплексный подход к оценке
результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх
групп результатов образования личностных, метапредметных и предметных.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний ( об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально-одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности
и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений учащегося к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного
социального действия.
Объем нагрузки и режим внеурочной деятельности. Продолжительность занятий
внеурочной деятельности составляет в 10-11-х классах – 40 минут. При проведении
двух и более занятий подряд установлен перерыв длительностью 10 минут для отдыха
детей и проветривания помещение.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования определяет образовательная
организация.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным
учебным графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические
объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные
общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы,
разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные
конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной деятельности относят
олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны. Возможны дополнительные
образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные
исследования, практикумы и т. Д., проводимые в формах, отличных от урочной (классноурочной).
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о
важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор
и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии
10 класса организуется подготовка обучающихся к разработке и педагогическому
сопровождению разработки индивидуальных проектов внеурочной деятельности
(инструктажи, индивидуальные и групповые консультации, защита проектов
индивидуального плана), в ноябре проводится публичная защита обучающимися
индивидуальных проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам публичной
защиты при помощи педагогов организуются временные творческие группы обучающихся
по совпадающим элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10 класса временными творческими группами
обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами
индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности
реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские
проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10 класса осуществляется
подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10 класса
на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого
взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются
профессиональные пробы обучающихся на производстве и в социальной сфере
(в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские
экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
подготовка к профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к
участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект
участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристские
походы, поездки по территории России, организация «зрительского марафона»
(коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр
видеофильмов,
посещение
выставок,
художественных
музеев
с обязательным коллективным обсуждением).
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов
и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы
промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов
представлены в таблице.
Направления внеурочной
деятельности
Классы
«Разговоры о важном»
10-11
Диагностика нравственной воспитанности
Семьеведение
10-11
Защита проекта
Волейбол
10-11
Сдача нормативов, тест
Билет в будущее
10-11
Проект
Мир возможностей (навигаторы
детства, пресс- центр)
10-11
Проект
Формы промежуточной аттестации
1. План внеурочной деятельности для среднего общего образования
на 2024 - 2025 учебный год
Направления
Название
10
Часть, обязательная для всех обучающихся
«Разговоры о важном»
1
Информационнопросветительские
занятия патриотической,
нравственной
и
экологической
направленности
Занятия, направленные
на удовлетворение
«Билет в будущее»
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
Вариативная часть
Занятия, направленные
Волейбол
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
1
Классы
11
1
1
1
1
раскрытии и развитии
способностей и талантов
Занятия, связанные с
социокультурных
потребностей
обучающихся
«Семьеведение»
Мир
возможностей
(навигаторы детства, прессцентр)
Итого количество часов в неделю
Количество часов в год
1
1
1
1
5
170
5
170
3.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10-11 класс
Программа
Количество часов
Волейбол .
34
пособия для учителей и методистов Волейбол,
внеурочная деятельность / Г.А. Колодницкий, B.C.
Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. –
77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
«Билет в будущее»
34
«Методическими рекомендациями о реализации
проекта «Билет в будущее» в рамках
федерального проекта «Успех каждого
ребенка» в 2022 году»
«Семьеведение»
34
Реан А.А. и др. Семьеведение (Основы семейной
жизни) для учащихся 9-11 классов
общеобразовательных учреждений: Книга для
учителя / учебно-методическое пособие (9-11
кл.)
Разговоры о важном
34
Примерная рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» (начальное) под
редакцией ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования российской академии образования»
Учебные
пособия