МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
347789 Ростовская область, Веселовский район, п. Средний Маныч, ул. Просвещения 22А
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель
Ульяненко Г.Н.
Протокол №11
от “05.08.2024”
СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
Моисеенко Т.А.
Протокол №3
от “05.08.2024”
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Ульяненко Г.Н.
Протокол №201
от “05.08.2024”
Выписка из ООП ООО
План
внеурочной деятельности
(основное общее образование)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
на 2024-2025 учебный год
Весёловский муниципальный район, Ростовская область 2024
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. План внеурочной деятельности МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности – нормативный документ, который обеспечивает введение
в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, определяет общий и максимальный объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру
направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
1.2.План внеурочной деятельности для основного общего образования (5-9 классы)
МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ разработан на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Законы:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.
от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 370)
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об
утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания
обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим
компонентом».
Приказы:
-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.07.2023г. №370 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.08.2022 №69822);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников"(зарегистрирован 01.11.2022 № 70799)
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-3564 «Методические рекомендации по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (Вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
-Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 «Методические
рекомендации
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
-Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации"
(Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных
программ)
-Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене
методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный
объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
-Письмо Министерства Просвещения РФ от 15.08.2022 03/1190 «О направлении
методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
Муниципальный уровень:
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение
эффективности образования в Веселовском районе»;
Школьный уровень:
- Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (утвержден Постановлением
Главы Администрации Веселовского района 01.12.2015.№485)
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена 05.08.2024 г. приказом № 201).
-Программа воспитания МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена приказом по школе от
05.08.2024 №201)
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ (утверждено приказом МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ от 19.07.2023 г. №
141).
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Модель организации внеурочной деятельности МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ - план с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной
деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает широту развития личности обучающихся,
учитывает социокультурные потребности и возможности образовательной организации.
План составлен с учетом мнения всех участников образовательных отношений и
возможностей МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ.
В целях учета интересов и потребностей обучающихся, достижения планируемых
результатов основной образовательной программы основного общего образования в часы
внеурочной деятельности индивидуально для каждого ученика могут быть зачтены часы
программ дополнительного образования, которые осваивает обучающийся как в своей
общеобразовательной организации, так и в других образовательных организациях.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ
использует ресурсы других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности могут использоваться возможности экскурсий. Содержание данных занятий
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
олимпиады, конкурсы, соревнования.
План внеурочной деятельности включает в себя следующие направления:
Обязательная часть:
- Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической
направленности;
- Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей
обучающихся;
Вариативная часть:
- Занятия, направленные на организацию обеспечения учебной деятельности;
- Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов;
-Занятия,
направленные
на
реализацию
комплекса
воспитательных
мероприятий.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.Формы организации
образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при
реализации основной образовательной программы основного общего образования
определяет МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ.
С учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
школы в МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ реализуются следующие направления внеурочной
деятельности:
Направление
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество
часов в неделю
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
2
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине
- России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная задача: формирование
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему
для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека
в современной России:
- знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира,
- техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения,
-доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Тематика занятий "Разговоры о важном" на 2023-2024 уч. год https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm.
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
1
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения
задач в различных сферах
жизнедеятельности, (обеспечение связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и
развитие функциональной грамотности
школьников:
- читательской, математической,
естественно-научной, финансовой,
направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы:
- интегрированные курсы,
- метапредметные кружки,
- факультативы.
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
1
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения
жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная задача: формирование
готовности школьников к осознанному
выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей
профессиональной и
внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:профориентационные беседы,
- деловые игры,
- квесты, решение кейсов,
- изучение специализированных
цифровых ресурсов,
- профессиональные пробы,
моделирующие профессиональную
деятельность,
- экскурсии,
- посещение ярмарок профессий и
профориентационных парков.
Основное содержание:
- знакомство с миром профессий и
способами получения
профессионального образования;
- создание условий для развития
надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения
в конфликтной ситуации и т.п.);
- создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности
в себе, способности адекватно оценивать
свои силы и возможности.
Вариативная часть
Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной
модели реализации плана внеурочной деятельности.
Занятия, связанные с
2
Основная цель: интеллектуальное и
реализацией особых
общекультурное развитие обучающихся,
интеллектуальных и
удовлетворение их особых
социокультурных
познавательных, культурных,
потребностей
оздоровительных потребностей и
обучающихся
интересов.
Основная задача: формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного
будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества,
сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
- занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных
предметов или модулей;
- занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
- занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования
или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений;
- дополнительные занятия для
школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении
языка обучения;
- специальные занятия для обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья или испытывающими
затруднения в социальной
коммуникации.
Занятия, направленные
6
Основная цель: удовлетворение
на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов
в творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов.
Основные задачи:
- раскрытие творческих способностей
школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного
отношения к культуре;
- физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности,
- формирование установок на защиту
слабых;
- оздоровление школьников, привитие
им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
- занятия школьников в различных
творческих объединениях (музыкальных,
хоровых или танцевальных студиях,
театральных кружках или кружках
художественного творчества,
журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п.);
- занятия школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований);
- занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой
направленности (экскурсии, развитие
школьных музеев);
- занятия по Программе развития
социальной активности обучающихся
начальных классов "Орлята России".
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования определяет образовательная
организация.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным
учебным графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические
объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные
общества учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы,
разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные
конкурсы рисунков, рассказов, сочинений. К формам внеурочной деятельности относят
олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны. Возможны дополнительные
образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные
исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной (классноурочной).
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов
и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы
промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов
представлены в таблице.
Направления внеурочной
деятельности
Классы
«Разговоры о важном»
5-9
Диагностика нравственной воспитанности
«Робототехника»
5-6
Защита проекта
«Праздники, ремесла народов России»
7-8
Защита проекта
«Функциональная грамотность»
5-8
Тест
«Билет в будущее»
8-9
Защита проекта
Юный биолог
7-8
Защита проекта
«Дорога дружбы» (ЮИД)
5-6
Тест
Мир театра
7-8
Творческая работа
Школьный музей
5-6
Защита проекта
Практическая география
6
«Вершины высоты»
7-8
Сдача нормативов, тест
Волейбол
9
Сдача нормативов, тест
Формы промежуточной аттестации
Тест
2. План внеурочной деятельности для основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Направления
Название
5- 6
Часть, обязательная для всех обучающихся
«Разговоры о важном»
1
Информационнопросветительские
занятия патриотической,
нравственной
и
экологической
направленности
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
«Праздники
и
ремесла
народов России» (Донцы)
Классы
7-8
1
9
1
1
1
1
«Функциональная
грамотность»
1
1
«Билет в будущее»
Вариативная часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных
потребностей
обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
1
«Практическая география»
Юный биолог (экологическое)
«Вершины высоты» (СШК)
1
Мир театра
1
Школьный музей
1
Робототехника
1
1
Волейбол
«Верность
(ЮНАРМИЯ)
Занятия, связанные с
социокультурных
потребностей
обучающихся
1
1
Родине»
«Дорога дружбы»
(ЮИД)
1
1
3D (Делаем добро другим)
(волонтерское)
Итого количество часов в неделю
Количество часов в год
1
7
238
6
204
6
204
3.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5-6 класс
Программа
Количество
часов
«Вершина высоты»
(Школьный спортивный клуб «Максимум»).
34
Учебные
пособия
Из сборника программ внеурочной деятельности Д.В.
Григорьева, Б.В.Куприянова. Просвещение, 2011 год.
«Дорога дружбы» (клуб юных инспекторов
движения)
34
Программа разработана на основе ФГОС и "Правила
дорожного движения" (по состоянию на 1 июня 2018 года)
под редакцией Таранина А. изд-во АСТ, Москва, 2018
«Робототехника»
«Робототехника: конструирование и программирование»
Филиппова С. А.(Сборник программ дополнительного
образования)
Разговоры о важном
34
34
Примерная рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» (начальное) под
редакцией ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования российской академии образования»
Функциональная грамотность
Программа разработана на основе ФГОС и примерной
программы «Функциональная грамотность: учимся для
жизни», М.,2022г
Мир театра
34
34
Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для
руководителей детских театральных коллективов. / Под
ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
Школьный музей
34
Программа разработана на основе ФГОС и авторской
программы Э.А.Джабраиловой
«Школьный музей»,
М.,2008г.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7-8 класс
Программа
Количество
Учебные
часов
Основы финансовой грамотности.
Учебное пособие, составитель Т.А.Бурмистрова «Сборник
факультативных курсов 7-9 классы» Москва, Просвещение,
2008 г.
«Вершины высоты»
(Школьный спортивный клуб «Максимум».
пособия
34
34
Из сборника программ внеурочной деятельности Д.В.
Григорьева, Б.В.Куприянова. Просвещение, 2011 год.
Билет в будущее
«Методическими рекомендациями о реализации
проекта «Билет в будущее» в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»
Разговоры о важном
34
34
Примерная рабочая программа курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» (начальное) под
редакцией ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования российской академии образования»
Праздники, традиции и ремесла народов России.
Авторский курс Е.И.Коротеевой. Из сборника примерных
программ внеурочной деятельности. Под редакцией
В.А.Горского. Москва. Просвещение, 2010 г
34
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс
Программа
Количество часов
Билет в будущее
34
«Методическими рекомендациями о
реализации проекта «Билет в
будущее» в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребенка»
в 2022 году»
Практическая география.
34
«Внеурочная деятельность
школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя».
Лагутина И.Б.М.: Просвещение, 2011
«Волейбол»
пособия для учителей и методистов
Волейбол, внеурочная деятельность
/ Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов,
М.В. Маслов. – М.: Просвещение,
2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по
новым стандартам).
34
Учебные пособия
Разговоры о важном
34
Примерная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» (основное,
среднее) под редакцией ФГБНУ
«Институт стратегии развития
образования российской академии
образования»
«Верность Родине»
Движение
ВВПОД «ЮНАРМИЯ»
34
3D (Делаем добро другим)
34
Сборник рабочих программ по
внеурочной деятельности
начального, основного и среднего
общего образования: учеб. пособие
для общеобразовательных,
организаций / [И.Ю. Алексашина,
М.К. Антошина, О.А. Борисова и
др.]. – М.: Просвещение, 2020