МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
347789 Ростовская область, Веселовский район, п. Средний Маныч, ул. Просвещения 22А
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель
Ульяненко Г.Н.
Протокол №11
от “05.08.2024”
СОГЛАСОВАНО
Управляющий совет
Моисеенко Т.А.
Протокол №3
от “05.08.2024”
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Ульяненко Г.Н.
Протокол №201
от “05.08.2024”
ВЫПИСКА ИЗ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Весёловский муниципальный район, Ростовская область 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
КИРОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, разработанной в соответствии с ФГОС начального
общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего
образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА начинается
02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе
- 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5
уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со
средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут,
за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по
35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5
ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные
недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих
различные интересы обучающихся
В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА языком обучения является
русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметов осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы
из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядкетекущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в
форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных
заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация
обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов
выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка,
которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных
учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за
тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется
рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным
учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных
предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице.
Предметы, курсы,
модули
Русский язык
Классы
Формы промежуточной аттестации
1
2
Листы индивидуальных достижений
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(контрольное списывание, диктант с грамматическим
заданием)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(диктант с грамматическим заданием, изложение)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(комплексная контрольная работа, изложение)
Таблицы отслеживания динамики учебных достижений
обучающихся
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(техника чтения, тематический тест)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(выразительное чтение, сочинение)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(техника чтения, творческая работа)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(словарный диктант, перевод с иностранного языка на
русский)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(контрольная работа)
3
4
Литературное чтение
1
2-3
4
2-4
Иностранный язык
(английский)
2
3-4
Математика
1
2-4
Листы индивидуальных достижений
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(контрольная работа)
Окружающий мир
1
2-3
Листы индивидуальных достижений
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(тематический тест)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(проект)
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(тематический тест, проект)
Условная шкала
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(выполнение рисунков)
Тетрадь открытий
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(тематический тест)
Тетрадь открытий
4
ОРКЭС
4
Изобразительное
искусство
1
2-4
Музыка
1
2-4
Труд (технология)
1
2-4
Физическая культура
1
2-4
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(проект)
Условная шкала
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
(сдача нормативов, тематический тест)
Решением педсовета устанавливается форма, порядок проведения, периодичность и система
оценок при промежуточной аттестации учащихся. Контрольно – измерительные
материалы для
проведения всех
форм промежуточной
аттестации
учащихся
разрабатываются
учителем
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования, рассматриваются на
школьном методическом объединении учителей и утверждаются приказом по школе. В
соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся
комплексные метапредметные работы, которые составляются из компетентностных заданий,
требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и
коммуникативных действий.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования
завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
В соответствии с ФГОС НОО количество учебных занятий за 4 учебных года не может
составлять менее 2954 часов и более 3345 часов.
Обязательная предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает
обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение».
Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение» применяются непосредственно при реализации обязательной части
образовательной программы начального общего образования.
При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Русский язык» в
1-4 классах составляет 5 часов в неделю.
На «Литературное чтение» в учебном плане в 1 классе отведено 5 часов, в том
числе 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2-4
классах отведено по 4 часа в неделю. Приоритетной целью обучения литературному чтению
в начальной школе является достижение необходимого для продолжения образования
уровня читательской компетентности и общего речевого развития младшего школьника,
осознание себя грамотным читателем, способным к творческой деятельности.
Обязательная предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» является самостоятельной и включает обязательные учебные предметы «Родной язык»
и «Литературное чтение на родном языке».
На основании отсутствия заявлений и запроса родителей изучение обязательных
учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке
(русском)» при освоении ООП НОО МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ не будет осуществляться, так
как на языке образования (русском) изучаются обязательные учебные предметы «Русский
язык» и «Литературное чтение» (пункт 32.1 ФГОС НОО).
Обязательная предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный
предмет «Иностранный язык», представлена изучением английского языка начиная со второго
класса в объеме 2 часов в неделю. Освоение учащимися курса формирует элементарные
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые
способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника;
способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Обязательная предметная область «Математика и информатика» представлена
обязательным учебным предметом «Математика» в 1-4 классах в объеме 4 часов в неделю.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей:
– раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения
информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети
Интернет);
Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным учебным
предметом «Труд (технология)» в 1-4 классах в объеме 1 часа в неделю.
Изучение данного предмета направлено не только на приобретение навыков
самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов,
усвоение правил техники безопасности, но и приобретение первоначальных
навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,
планирования и организации.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей:
– модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий).
В 3 классе с целью приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности,
использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения
разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих
содержание всех изучаемых предметов, в программу предмета включен раздел «Практика
работы на компьютере» 4 часа.
Раздел «Практика работы на компьютере» в 3 классе, уроки технологии во 2 классе
будут дополняться
модулями курса «Информатика». Цель данного курса - дать общие
представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать
понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила
кибербезопасности во всех сферах деятельности.
Обязательная предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир)» представлена
учебным предметом «Окружающий мир». В соответствии с
подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация
учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей
программы учебного предмета «Окружающий мир».
Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 (в 1-4 классах- 2 часа в неделю). В его
содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной
направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей:
-модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий).
Обязательная предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее – ОРКСЭ) реализуется в объеме 1 часа в неделю в 4 классе.
В 2024–2025 учебном году, на основании заявлений родителей (законных
представителей) (протокол родительского собрания № 4 от 01.04.2024г), курс ОРКСЭ будет
реализован в модуле «Основы православной культуры».
В обязательную предметную область «Искусство» включены обязательные учебные
предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 1-4 классах в объеме по 1 часу в
неделю. Изучение данных предметов направлено на формирование основ художественной и
музыкальной культуры, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе
и оценке произведений искусства.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в учебный предмет «Изобразительное искусство»:
-модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в
программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия).
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 2 часов в
неделю в 1-4 классах. В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в
Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от
21.12.2022 № ТВ-2859/03 МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ реализует третий час физической
активности за счет часов внеурочной деятельности и спортивного клуба, в рамках
дополнительного образования детей.
Особенности учебного плана
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется
внутренняя позиция у обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития. А также базовые основы знаний и
надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника:
-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять,
реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат;
-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
-познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения,
здорового образа жизни.
МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ имеет статус «Казачьей школы», обязательная часть учебного плана
отражает содержание образовательной деятельности, которое обеспечивает решение
важнейших целей «Программы воспитания МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ» являющейся основным
компонентом современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- приобщение
обучающихся
к
общекультурным
и
национальным
ценностям,
информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на уровне основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план является компонентом Основной образовательной программы начального
общего образования. Он представляет собой организационный компонент
реализации образовательных программ начального общего образования, отражает
обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность
получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системнодеятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и
предметные достижения в рамках ФГОС.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
- на увеличение учебных часов по учебному предмету «Литературное чтение» в учебном
плане в 1 классе отведено 1 час;
-учебный курс «Функциональная грамотность»: 1 час в неделю в 2- 3 классах с целью развития
функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся
миром и дальнейшему успешному образованию.
Учебный план МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ
начального общего образования (1-4 классы)
на 2024-2025 учебный год
Предметная область
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
1-4
2-3
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
5
5
0
4
5
4
2
4
5
4
2
4
5
4
2
4
Окружающий мир
2
2
2
2
Основы религиозных
культур и светской этики
0
1
0
0
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
1
1
1
1
1
1
1
Технология
1
1
1
Физическая культура
2
2
2
Итого
21
23
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
1
2
23
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Наименование учебного курса
Функциональная грамотность
Итого
ИТОГО недельная нагрузка
Количество учебных недель
Всего часов в год
0
0
1
1
0
21
33
693
0
23
34
782
1
23
34
782
1
23
34
782