Рабочая программа внеурочной деятельности Хоровое пение 3-4 класс.pdf, 921 КБ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Администрация Веселовского района
МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании пед. совета

Заместитель директора по
УВР

Директор школы

Протокол № 13
от «26» августа 2023 г.

____________________

________________________

Ульяненко Г.Н.
Марченко С.Н. Приказ № 170
от «26» августа 2023 г.
Приказ № 170
от «26» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
для обучающихся 3 – 4 классов

Составитель: Штанько Инна Егоровна
учитель музыки

п.Средний Маныч 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение » предназначена для учащихся 3-4 классов , разработана на основе ФГОС и типовой
программы М.И .Белоусенко «Постановка певческого голоса» в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31
декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.);
- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (утвержден Постановлением Главы Администрации Веселовского района 01.12.205 №485);
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена 26.08.2023 г. приказом № 170).
«Программа воспитания МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ» (утверждена приказом по школе от 01.08.2022 №171)

Цель: Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокальнопесенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать
художественно-эстетический вкус.
Задачи:
1.На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее
певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры.

3.Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить
основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому
искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
5.Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального
исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного
вкуса.
6.Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена
коллектива.
Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:
Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь;
Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся;
Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений позволяет воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус
учащихся.
Основные содержательные линии:


обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;



усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;



обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:


сольной и ансамблевое пение,



слушание различных интерпретаций исполнения,



пластическое интонирование,



добавление элементов импровизации,



движения под музыку,



элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической

частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей,
разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную
смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в
соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Категории учащихся. Программа предназначена для учащихся 3-4 классов начальной школы и рассчитана на один год обучения.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Общий объем учебного времени – 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с годовым учебным календарным графиком и расписанием
уроков МБОУ КИРОВСКАЯ СОШ в 2023-2024 учебном году запланировано 34 урока. Изменений в программу не внесено.

Раздел 2.Обшая характеристика внеурочной деятельности
Вокальная работа представлена в программе как синкретичный вид искусства, которая тесно переплетается с жизнью, бытом, традициями.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего
поколения. Занятия во внеурочное время пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его
музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Считаю, что часов, отведенных музыкальному, эстетическому развитию
учащих в школе не хватает, а вокальная работа в учебной программе изложена недостаточно полно и предполагает репродуктивные виды
деятельности ученика и учителя на уроке. Однако развитие певческих навыков в настоящее время актуально, так как:
•

Помогает расширить музыкальное пространство учащихся;

•

Способствует его духовному росту;

•

Создает условия для формирования интереса к истории своего народа, семьи, традициям и культуре россиян;

•

Формирует навыки пропаганды музыкального искусства;

•

Создает условия для применения здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочной деятельности;

•

Воспитывает бережное и уважительное отношение к песне.

Методы и формы работы.
На вокальных занятиях используются различные формы и методы обучения:
•
Слушание и анализ музыкальных произведений
•
Исполнение песен в хоре, ансамбле, соло, с запевалами, "цепочкой", и др.
•
" Концерт по заявкам"
•
Музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор", игры-импровизвции, игры-путешествия)
•
"Музыкальная живопись"
•
Музыкальные физминутки
В качестве главных подходов в обучении программы избраны: стилевой подход, творческий, системный, импровизации и музыкальноритмического и сценического движения.

1.Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия
вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее

каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном
пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена
вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности,
особенности мышления и фантазии.
3.Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный
материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном
случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает
взаимодействие одной системы с другими.

4.Метод импровизации и сценического движения это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и
двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам
предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому
репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь
приходится следить не только за голосом, но и телом.
Формы организации внеурочного процесса:
- групповые, парные, индивидуальные.
Виды организации внеурочной деятельности:
- путешествие, игра, экскурсия ,беседа, концерт.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, творческие работы: сочинения, рисунки к прослушанным произведениям, концертное исполнение песни, творческие отчеты

Раздел 3.Содержание внеурочной деятельности
Содержание учебного курса раскрывается в темах каждого занятия . Оно направлено на расширение музыкального и художественного
кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.
Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не
определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, распевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой.
Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому
искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене.
Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает
постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий,
импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях.
Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или
включаться новые по мере необходимости. Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных

праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретический курс приводится ниже. А
песенный репертуар подбирается в течение года.

Раздел 4. Тематическое планирование
№ п/п

Тема

Количество
часов

Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное

1

3

интонирование.
2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

2

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные

4

навыки.

4

Музыкально-ритмические движения.

3

5

Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция.

4

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание.

3

7

Основы музыкальной грамоты. Мелодия .Ритм. Темп. Динамика

5

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Смотры песен.

10

Общее количество часов

34

Раздел 5.Календарно- тематическое планирование
месяц
Сентябрь

№

Дата

Тема

1

6.09

Введение. Владение своим голосовым аппаратом

2

13.09.

Использование певческих навыков.

3

20.09.

Выразительное интонирование.

4

27.09.

Подготовка к концерту , посвященному Дню пожилого человека

примечание
Участие в концерте,
посвященном Дню
пожилого человека

Октябрь

5

4.10.

Урок – концерт «День Учителя»

6

11.10

Овладение собственной манерой вокального исполнения
Овладение собственной манерой вокального исполнения

7

Ноябрь

Декабрь

Январь

8

18.10
25.10

Знакомство с произведениями различных жанров.

9

8.11.

Знакомство с произведениями различных жанров.

10

15.11

Знакомство с разной манерой исполнения.

11

22.11

Музыкально-ритмические движения

12

29.11.

Музыкально-ритмические движения

13

6.12

Музыкально-ритмические движения.

14

13.12.

Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция.

15

20.12.

Опорное дыхание, артикуляция, дикция

16

27.12.

Праздничная программа «Встречаем Новый Год!»

17

10.01.

Опорное дыхание, артикуляция, дикция

18

17.01.

Опорное дыхание, артикуляция, дикция

19

24.01.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное

Участие
праздничном
концерте,
посвященном
Учителя.

в
Дню

Участие в концерте,
посвященном Дню
матери.
Участие
предметной
музыки
новогоднем
утреннике

в
неделе
и

Участие в конкурсе
«Самый
добрый
фестиваль»

дыхание.
Февраль

Март

20

31.01.

Цепное дыхание.

21

7.02.

Цепное дыхание.

22

14.02.

Урок – концерт «День защитника Отечества»

23

21.02.

Основы музыкальной грамоты. Мелодия .Ритм. Темп. Динамика.

24

28.02.

Мелодия .Ритм.

25

6.03.

Литературно-музыкальная композиция «Весенний праздник»

Участие в концерте,
посвященном
23
февраля.

Участие в концерте,
посвященном
8
Марта.

Апрель

Май

26

13.03.

Темп. Динамика.

27

20.03.

Мелодия .Ритм. Темп. Динамика.

28

3.04.

Великие вокалисты мира. Виртуальный журнал.

29

10.04.

Великие вокалисты мира. Виртуальный журнал.

30

17.04.

Великие композиторы мира. Виртуальный журнал.

31

24.04.

Подготовка к концерту , посвященному Дню Победы

32

8.05.

Урок-концерт «Этот День Победы!»

33

15.05

Подготовка к заключительному уроку-концерту

34

22.05.

Заключительный урок-концерт «Хорошо, что есть каникулы!»

Участие в концерте,
посвященном Дню
Победы

Раздел 6. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
Требования к материально-техническому оснащению программы: компьютер, мультимедиа проектор, экран, музыкальные инструменты:
фортепиано, металлофон, ложки, трещотки, треугольник, барабан; костюмы; портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей;
музыкальный центр, фонограммы песен, нотный материал.
Методическая продукция:
разработки музыкальных игр, бесед об исполнителях (презентации)
Методические рекомендации для реализации программы:
Данная программа является продолжением программы «Музыка. 1-4 классы» Т.И. Науменко и Т.Н. Кичак. Программа рассчитана на учащихся
3-4 классов начальной школы. К этому времени обучающиеся уже владеют довольно прочными вокальными навыками, умеют эмоционально и
осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленная программа направлена на развитие умения обучающихся проводить поиск
музыкальной информации в источниках разного типа по заданной теме; формирование навыков пропаганды музыкального искусства; участия

в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам и используя для аргументации
достоверные сведения.
Список литературы
для учителя:


Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000



Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.



Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.



Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 2005. – 224 с.



Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия
развития, 1997. – 240 с.



Музыка.1-4 классы: тематические беседы / авт. Е.Н.Арсенина. – Волгоград: учитель, 2009. – 205 с.



Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.



Пушкина С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр и сценарии праздников для детей младшего и среднего
школьного возраста.- М.: Школьная пресса, 2001.- 160 с.



Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

для обучающихся:


Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.



Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.



Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1989. – 192



Зильберквит М. Рождение фортепиано. — 1984, 64 с.



Кленов А. Секрет Страдивари. — 1989, 47 с.



Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.



Оржеховская Ф. Пять портретов. Повести о русских композиторах. — 1971, 159



Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. — 1989, 80 с.











Список интернет – ресурсов для педагога

1.
2.
3.
4.
5.

http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/

6.
7.

http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

Раздел 7.Планируемые результаты
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
- формирование основ гражданской идентичности
Предметные:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
- применять правила пения на практике;
- петь чисто соло и ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Метапредметные:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся занятия –
концерты. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой
подведения итогов работы являются концертные выступления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».