АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РОДНОМУ (русскому) ЯЗЫКУ 10 КЛАСС
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.), учебным планом
школы. Место предмета в учебном плане Программа предмета «Русский родной язык» в 10 классе
рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю). Содержание программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом. Цели: • воспитание гражданина и патриота; формирование
представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; • совершенствование
коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию; • углубление и расширение знаний о категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о
русском речевом этикете; • совершенствование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • развитие проектного и
исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Общая характеристика
учебного предмета Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому
опыту человечества. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Обучение русскому родному
языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией. В содержании курса «Русский родной язык»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства
и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых
нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и
уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Методы работы:
поисковый, проблемный, исследовательский, творческий. В обучении используются следующие
технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного
обучения,
развития
исследовательских
навыков,
информационно-коммуникационные,
здоровьесбегающие. Виды деятельности учащихся на уроке: -анализ языковых единиц с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления; - разные виды чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; - работа с различными
информационными источниками, конспектирование - работа с различными словарями; индивидуальные сообщения; - выполнение упражнений. Виды и формы контроля: тестовые
работы; индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера; выполнение
проектных и исследовательских заданий.