МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ
КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
347789 Ростовская область, Веселовский район, п. Средний Маныч, ул. Просвещения 22А.Тел: 8(863-58) 69-4-43
_
«Утверждаю»
Директор МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ
Приказ от 26.08.202г.№ 170
___________Ульяненко Г.Н
Дополнительная общеразвивающая программа « Я пешеход и пассажир»
Направленность: социально- педагогическое
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
«Я пешеход и пассажир» - по плану- 34 часов, по факту - 33 ч (1 часа в неделю)
Автор –составитель:
Педагог :дополнительного образования
Нестерова Елена Сергеевна
п. Средний Маныч
2023г
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа « Я пешеход и пассажир» (социально- педагогического направления)
разработана на основе программы Н.Ф. Виноградова. «Я пешеход и пассажир» для учреждений дополнительного образования
внеурочной деятельности по изучению детьми младшего школьного возраста основ дорожной безопасности Рабочая программа
предусматривает обучение на ознакомительном уровне. Срок реализации программы 1 год: 1ч в неделю, 34 ч в год.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Я пешеход и пассажир» является то, что
формы и методы проведения занятий определяются учебно-тематическим планом с шестью модулями программы по развитию:
1 – внимания,
2 – речи,
3 – воображения,
4 – памяти,
5 – восприятия,
6 – логического мышления,
Общим объемом 34 ч. Использование блочно-модульного метода обучения позволяет педагогу на свое усмотрение выбирать
любой из шести модулей для проведения во внеурочное время занятий по основам дорожной безопасности.
Программа построена с учётом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 9 -10
лет;
личностно ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех
предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать
представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности
детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объём знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц,
выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения
обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных
ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно
использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.
Актуальность программы. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего
школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях
дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.
Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет
необходимость введения данного курса в начальной школе.
Цель программы: формирование у учащихся знаний и практических навыков по основам дорожной безопасности.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
развитие познавательных процессов: внимания, речи, воображения, восприятия, памяти, логического мышления,
необходимых для безопасной ориентации детей в дорожной среде;
изучение основных обязанностей пешеходов, пассажиров и правил безопасного поведения на улице;
обучение детей применению полученных знаний правил дорожного движения в реальных дорожных условиях;
формирование умений, навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице.
В процессе решения этих задач рекомендуется использовать следующие педагогические технологии:
обучение детей теоретическим знаниям (вербальная информация, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный
методы изложения материала по основам дорожной безопасности);
блочно-модульное обучение, направленное на развитие познавательных процессов младших школьников;
интерактивный опрос;
самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций , выполнение креативных заданий, устные и
письменные ответы на поставленные вопросы);
практическая отработка координации движений, двигательных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах,
выполнение специальных упражнений (групповые, индивидуальные);
сюжетные, ролевые игры;
тестирование и диагностирование полученных знаний, умений и навыков безопасного поведения детей на улице.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена учащимся 3-4 классов. Численность в группе – 26 человек.
Особенностей набора нет. Свободный выбор подростков.
Режим занятий: Общее количество - 33 часа. Продолжительность занятий 1 раза в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника
движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать
особенности их поведения в зависимости от ситуации.
личностные результаты
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Я – пешеход и пассажир»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты :
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Учебно- тематический план.
№ П/П
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ВСЕГО
1
1.1
1.2.
2.2
ПРАКТИКА
ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ,
КОНТРОЛЯ
ИНДИВ-Е
ЗАНЯТИЯ
И
КОНСУЛЬ
ТАЦИИ
Модуль 1. Развитие внимания
ТЕМА «Дорожный знак». Виды дорожных 2
знаков.
1
ТЕМА «Пешеходный переход».
1
1
2
2.1
ТЕОРИЯ
ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАНЯТИЙ
1
Беседа
Тестирование
вводный
Беседа
Модуль 2. Развитие речи
ТЕМА «Правила перехода проезжей части 3
дороги по нерегулируемому пешеходному
переходу».
ТЕМА «Правила дорожного движения для 3
водителей и пешеходов при движении
автомобилей специального назначения».
1
2
Интегрированная
игра
самостоятельная
работа
1
2
занятие
Коллективная
работа
3
3.1
3.2
Модуль 3. Развитие воображения
ТЕМА «Железнодорожный переезд»,
«шлагбаум» и правил поведения на
железнодорожном переезде»
ТЕМА «Объяснение значения
предупреждающих дорожных знаков».
2
1
1
презентация
конкурс
3
2
1
беседа
Самостоятельная
работа
4
Модуль 4. Развитие памяти
4.1
ТЕМА «Правила безопасного перехода
проезжей части дороги».
1
1
игра
Самостоятельная
работа
4.2
1
ТЕМА «Правила безопасного перехода
проезжей части дороги при отсутствии в
зоне видимости пешеходного перехода или
перекресток».
1
экскурсия
Самостоятельная
работа
4.3
ТЕМА «Оценка педагогом и самооценка
2
полученных знаний учащимися по основам
дорожной безопасности».
Тестирование.
Самостоятельная
работа
2
Промежуточный
контроль
5
Модуль 5. Развитие восприятия
5.1
ТЕМА «Перекресток»
2
5.2
ТЕМА «Обязанности пассажиров и
правила дорожного движения о переходе
проезжей части дороги после высадки из
маршрутного транспорта».
2
6
1
1
экскурсия
2
Игровое занятие
Модуль 6. Развитие логического мышления
Зачет
Промежуточный
контроль
Коллективная
работа
6.1
ТЕМА «Объяснение правила движения на
велосипеде».
1
6.2
ТЕМА «Фигурное вождение
8
1
8
Урок-кейс
Работа в группах
соревнования
Итоговый
контроль
велосипеда»
ТЕМА «Правила движения группы детей
по обочине загородной дороги».
1
1
Интерактивная
игра
самостоятельная
работа
ТЕМА «Остановочный» путь,
«тормозной» путь.
1
1
беседа
самостоятельная
работа
33
14
ИТОГО ЧАСОВ
19
Содержание программы
Модуль 1. Развитие внимания
Тема: «Дорожный знак». Виды дорожных знаков.
Объяснение понятия. Виды дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, сервиса.
Практическая часть:
-поиск одинаковых изображений парных дорожных знаков, рисование и раскрашивание знака, не имеющего пары);
-расстановка букв в дорожных знаках в соответствии с образцом: П – предупреждающие, З – запрещающие, У – указывающие, как надо себя вести
(предписывающие), И – информационные, С – сервиса
Тема: «Пешеходный переход». Объяснение понятия. Сравнение картинок пешеходных переходов .
Практическая часть:
-поиск 15 отличий в изображениях пешеходных переходов, регулируемого светофором и нерегулируемого, обозначенного
дорожными знаками
Модуль 2. Развитие речи
Тема: «Правила перехода проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу». Запоминание и воспроизведение
правила по памяти.
Практическая часть:
- раскрашивание картинки пешеходного перехода, письменные ответы на поставленные вопросы.
Тема: «Правила дорожного движения для водителей и пешеходов при движении автомобилей специального назначения».
Запоминание и воспроизведение правила по памяти.
Практическая часть:
-раскрашивание картинок, соотнесение изображений людей с изображениями автомобилей специального назначения,
придумывание рассказов по картинкам, письменный ответ на поставленный вопрос.
Модуль 3. Развитие воображения
Тема: «Железнодорожный переезд», «шлагбаум» и правил поведения на железнодорожном переезде» Объяснение понятий.
Практическая часть:
- рассматривание картинки железнодорожного переезда, письменные ответы на поставленные вопросы.
Тема: «Объяснение значения предупреждающих дорожных знаков». Значение предупреждающих дорожных знаков.
Практическая часть:
-раскрашивание предупреждающих дорожных знаков «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный
переезд без шлагбаума», письменные ответы на поставленные вопросы; рисование детьми воображаемых (самостоятельно
придуманных) дорожных знаков.
Модуль 4. Развитие памяти
Тема: «Правила безопасного перехода проезжей части дороги». Приемы запоминания правила перехода проезжей части на
нерегулируемом пешеходном переходе.
Практическая часть:
- раскрашивание картинки с изображением нерегулируемого пешеходного перехода. Чтение, запоминание правила перехода
проезжей части с использованием приемов запоминания.
Тема: «Правила безопасного перехода проезжей части дороги при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или
перекресток». Приемы запоминания правила.
Практическая часть:
-раскрашивание картинки с изображением проезжей части без пешеходного перехода и движением пешеходов под прямым
углом к краю проезжей части. Чтение, запоминание правила дорожного движения и письменное воспроизведение его по
памяти.
Тема: «Оценка педагогом и самооценка полученных знаний учащимися по основам дорожной безопасности».
Практическая часть:
- выбор в таблице правильных ответов по оценке действий пешеходов, пассажиров и велосипедистов на улицах и дорогах.
Определение количества правильных ответов.
Модуль 5. Развитие восприятия
Тема: «Перекресток».
Практическая часть:
-рисование схемы перекрестка с использованием условных обозначений.
Тема: «Обязанности пассажиров и правила дорожного движения о переходе проезжей части дороги после высадки из
маршрутного транспорта». Обязанности пассажиров. Объяснение правила.
Практическая часть:
-поиск и раскрашивание одинаковых картинок, письменные ответы на поставленные вопросы.
Модуль 6. Развитие логического мышления
Тема: «Объяснение правила движения на велосипеде». Запоминание и воспроизведение правила по памяти.
Практическая часть:
-раскрашивание изображений детей и велосипедов в нужные цвета в соответствии с заданием, письменные ответы на
поставленные вопросы.
Тема «Фигурное вождение на велосипеда»
Практическая часть:
-прохождение контрольной дистанции
Тема: «Правила движения группы детей по обочине загородной дороги». Запоминание и воспроизведение правила по памяти.
Практическая часть:
-раскрашивание картинки, написание правила движения группы детей по обочине загородной дороги.
Тема: «Остановочный» путь, «тормозной» путь. Объяснение понятий.
Практическая часть:
-раскрашивание картинки с изображением опасной ситуации, письменные ответы на поставленные вопросы.
Календарный учебный график
№
П/П
ДАТА
ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
ФОРМА
КОЛ-ВО
ТЕМА
МЕСТО
ФОРМА
ЗАНЯТИЯ
ЧАСОВ
ЗАНЯТИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЯ
ЗАНЯТИЯ
1
05.09
беседа
1
«Дорожный знак».
Виды дорожных
знаков.
кабинет
тестирование
2
12.09
беседа
1
«Дорожный знак».
Виды дорожных
знаков.
кабинет
самостоятельная
работа
3
19.09
игра
1
«Пешеходный
переход».
кабинет
Коллективная
работа
4
26.09
занятие
1
Правила перехода
проезжей части
дороги по
нерегулируемому
пешеходному
переходу
кабинет
опрос
5
03.10
занятие
1
«Юный пешеход»
кабинет
Практическое
занятие
6
10.10
занятие
1
Правила перехода
проезжей части
дороги по
нерегулируемому
пешеходному
переходу
кабинет
зачет
7
17.10
презентация
1
Правила дорожного кабинет
движения для
водителей и
пешеходов при
движении
автомобилей
специального
назначения.
зачет
8
24.10
игра
1
Правила дорожного кабинет
движения для
водителей и
пешеходов при
движении
автомобилей
специального
конкурс
назначения.
9
07.11
презентация
1
Улицы и дороги
10
14.11
беседа
1
«Железнодорожный кабинет
переезд», «шлагбаум»
и правил поведения
на железнодорожном
переезде.
11
21.11
беседа
1
«Железнодорожный кабинет
переезд», «шлагбаум»
и правил поведения
на железнодорожном
переезде.
12
28.11
беседа
1
Объяснение значения кабинет
предупреждающих
дорожных знаков.
13
05.12
беседа
1
Объяснение значения кабинет
предупреждающих
дорожных знаков.
Самостоятельная
работа
14
12.12
беседа
1
Объяснение значения кабинет
предупреждающих
дорожных знаков.
Самостоятельная
работа
15
19.12
игра
1
Правила
кабинет
безопасного перехода
проезжей
части
дороги.
творческая
работа
16
26.12
экскурсия
1
Правила
кабинет
безопасного перехода
проезжей
части
дороги
при
отсутствии в зоне
видимости
творческая
работа
кабинет
опрос
пешеходного
перехода
перекрестка.
или
17
09.01
тестирование 1
Оценка педагогом и
самооценка
полученных знаний
учащимися по
основам дорожной
безопасности.
18
16.01
тестирование 1
Оценка педагогом и
самооценка
полученных знаний
учащимися по
основам дорожной
безопасности.
кабинет
творческая
работа
19
23.01
Экскурсия
1
«Перекресток».
кабинет
творческая
работа
20
30.01
Экскурсия
1
«Перекресток».
21
06.02
Игровое
занятие
1
Обязанности
кабинет
пассажиров и правила
дорожного движения
о переходе проезжей
части дороги после
высадки из
маршрутного
транспорта.
Самостоятельная
работа
22
13.02
Игровое
занятие
1
Дети. Дороги.
Безопасность
кабинет
Самостоятельная
работа
23
20.02
Урок-кейс
1
Объяснение
кабинет
правила движения
на велосипеде.
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
24
27.02
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
25
06.03
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
26
13.03
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
27
20.03
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
28
10.04
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
29
17.04
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
30
24.04
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
соревнования
31
08.05
Контрольная
дистанция
1
Фигурное вождение Спортзал
велосипеда.
Коллективная
работа
32
15.05
игра
1
Правила движения кабинет
группы детей по
обочине загородной
дороги..
Самостоятельная
работа
33
22.05
беседа
1
«Остановочный»
путь, «тормозной»
путь.
Самостоятельная
работа
кабинет
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Я пешеход и пассажир»
Методы диагностики и контроля:
1.Педагогические (тестовые задания, самостоятельные /практические работы)
2.Психологические (тест, эксперимент)
3.Психолого- педагогические (наблюдение, беседа, интервью, диагностические игры)
«Результаты освоения учебного курса, предмета, дисциплин (модулей) и система их оценки»
1. Результаты первого уровня (приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний правил дорожного движения; основных обязанностей
пешеходов, пассажиров; правил безопасного поведения на улице, при переходе проезжей части; о логике поведения в опасных
ситуациях; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения младших школьников к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьников к культуре поведения на дороге, в
общественном транспорте, к своему здоровью, к другим людям – участникам дорожного движения.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта безопасного поведения на улице и дороге, соблюдения правил дорожного движения; сотрудничества со
сверстниками, взрослыми в различных ситуациях; самоорганизации.
Нормативно- правовые документы:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.07.2016);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования(одобрена федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 года «О внесении изменений в
Постановление Главного санитарного врача РФ № 15 от 22.05.2020 года “Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.03.2021 года № 10 «О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические правила СП ½.3598-20 «Санитарные эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный постановлением
Главного государственного врача Российской Федерации от 30.06.2020 года № 16
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» с дополнениями и изменениями.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Приказы:
-Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 29 «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
-Приказ Минобразования Ростовской области от _____.2019 №___ «Об утверждении региональных рекомендаций к
регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» (проект)
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от
31.12.2015 №1577);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
-письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ»
-письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей» (приложение к письму)
- письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-3564 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ» (Вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными
пособиями).
Муниципальный уровень:
- Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (утвержден Постановлением Главы Администрации Веселовского района
01.12.2015.№485)
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена 09.08.2019 г.
приказом № 143).
- Учебный план МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ 2021-2022учебный год (приказ № 110 от 21.06.2021 года).
- Календарный учебный график МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ на 2021-2022уч.г. (приказ № 129 от 18.06.2021 года).
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ (рассмотрено на заседании
педагогического совета: протокол от 21.05.2018 №3; утверждено приказом по школе от 21.05.2018 №121)
-План внеурочной деятельности (начальное общее образование) МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ 2021-2022 учебный
год(приказ№129 от18.06.2021г).
-Рабочей программы воспитания (утверждена 01.06.21г Приказ №118) и календарный план воспитательной работы (утвержден
01.06.21г Приказ №118)
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________
Вид и название детского объединения __________________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________________
Дата начала наблюдения _______________________________________________
Сроки диагностики
Показатели
I.
1.1.
1.2.
Организационноволевые качества:
Терпение
Воля
Первый
Второй
Третий
год обучения
год обучения
год обучения
Начало Конец Начало Конец Начало Конец
уч.
уч.
уч.
уч.
уч.
уч.
года
года
года
года
года
года
1.3. Самоконтроль
II.
Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в
детском объединении
Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность3.2. Тип
сотрудничества
III.
IV.
Личностные
достижения
обучающегося*
*IV блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в
осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности
ребенка (см. таб. ).
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры
Критерии
Образовательные Освоение детьми содержания образования
результаты
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки,
конкурсы их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей
(сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
Эффективность
воспитательных
воздействий
1. Культура поведения ребенка.
2. Характер отношений в коллективе.
Социальнопедагогические
результаты
1. Забота о здоровье.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы,
линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название
геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует
дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на
определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям
педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук;
воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает
творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук,
репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может
оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение
репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов (см. таб.).
Ф.И. возраст
Образовательные результаты
Стартовый
Промежуточный
Итоговый
сентябрь октябрь декабрь январь февраль март апрель май
ноябрь
1
2 3
4 5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные
качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда
их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает
нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах
коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. ).
№
п/п
Ф.И. ребёнка
Возраст
Стартовый
(сентябрь,
октябрь,
ноябрь)
1
2
ПромежуточИтоговый
ный
(март, апрель,
(декабрь,
май)
январь,
февраль)
1
2
1
2
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за
своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.
Форма фиксации социально-педагогических результатов (см. таб.).
Социально-педагогические результаты
Ф.И. возраст
Стартовый
сентябрь, октябрь,
ноябрь
Промежуточный
декабрь, январь,
февраль
Тест по ПДД «Азбука города» (для 3 класса)
1. Назовите всех участников дорожного движения?
А) пешеходы;
Б) водители, пассажиры;
В) все перечисленные.
2. Когда надо соблюдать правила дорожного движения?
А) всегда;
Б) когда рядом дорожный полицейский;
В) когда у тебя хорошее настроение.
3. Где появился первый светофор?
А) в Англии;
Б) в Германии;
В) в России.
Итоговый
март, апрель, май
4. Сколько сигналов на светофоре для пешехода?
А) один;
Б) три;
В) два.
5. Что означает желтый сигнал светофора?
А) запрещает движение транспорту и пешеходам;
Б) разрешает движение транспорту и пешеходам;
В) запрещает движение пешеходам.
6. Кто регулирует движение на дороге, когда на улице не работает светофор?
А) полицейский;
Б) регулировщик;
В) дорожный рабочий.
7. Чем пользуется регулировщик, когда руководит движением транспорта на перекрестке?
А) жезлом;
Б) палочкой;
В) рацией.
8. Какой сигнал обозначают разведенные руки регулировщика?
А) движение пешеходов разрешено;
Б) движение транспорта запрещено;
В) движение пешеходов и транспорта запрещено.
9. Назовите элементы дороги в городе.
А) проезжая часть, тротуар, разделительная полоса;
Б) улица, кювет, велосипедная дорожка;
В) шоссе, обочина, пешеходная дорожка.
10. Какого элемента дороги не существует?
А) кювет;
Б) обочина;
В) парапет.
11. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
А) безразлично;
Б) правой стороны;
В) левой стороны.
12. При каком дорожном знаке возле школы можно безопасно перейти улицу?
А) при знаке «Пешеходный переход»;
Б) при знаке «Дети»;
В) при знаке «Движение прямо».
13. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пешеходный переход»?
А) информационно-указательный;
Б) знаки приоритета;
В) предупреждающий.
14. Какие бывают пешеходные переходы?
А) зебра;
Б) наземные, подземные, надземные;
В) наземные, подземные.
15. Сколько раз нужно посмотреть пешеходу в левую и в правую сторону улицы, чтобы безопасно пройти дорогу по пешеходному переходу?
А) 1 раз;
Б) нисколько;
В сколько нужно для безопасности.
16. Что вы будете делать, если не успели перейти дорогу на зеленый сигнал светофора?
А) продолжите движение дальше;
Б) закончите переход на островке безопасности;
В) быстро перебежите дорогу.
17. Кто такой пассажир?
А) человек, который находится в машине, кроме водителя;
Б) тот, кто водит машину;
В) тот, кто ходит пешком.
18. Как называется транспорт, служащий для перевозки людей?
А) общественный;
Б) воздушный;
В) личный.
19. Какой транспорт относятся к городскому общественному транспорту?
А) автобус, троллейбус, грузовик;
Б) самолет, поезд, теплоход;
В) троллейбус, автобус, трамвай.
20. Где в городе следует ожидать общественный транспорт?
А) на проезжей части;
Б) на посадочной площадке;
В) на обочине дороги.
21. Можно ли играть на проезжей части дороги?
А) играть нельзя ни в коем случае;
Б) если в это время нет машин;
В) в малоподвижные игры.
22. Где можно кататься на санках и коньках в городе?
А) на пешеходной дорожке и тротуаре;
Б) на обочине дороги;
В) в специально отведенных местах.
23. Кого можно катать на своем велосипеде на улице?
А) никого;
Б) только одноклассников;
В) детей младше 12 лет.
24. С какого возраста ребенок разрешается правилами дорожного движения ездить на велосипеде по улицам города?
А) разрешается с 12 лет;
Б) разрешается с 10 лет;
В) разрешается с 14 лет.
25. Что можно отнести к причинам ДТП?
А) переход улицы перед близко идущей машиной;
Б) переход улицы в неположенном месте;
В) все перечисленные варианты.
Тест по Правилам дорожного движения для 4 класса с ответами
Тест по Правилам дорожного движения "Азбука дороги" (для 4 класса)
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха»,
Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: тест по правилам дорожного движения для учащихся 4 класса предназначен воспитателям и учителям начальных классов при
проведении итогового проверочного занятия по ПДД. Учащиеся должны ответить на предложенные вопросы по ПДД, подобран один правильный
ответ к каждому вопросу.
Цель: проверка знаний учащихся 4 класса по правилам дорожного движения в форме тестирования.
Задачи:
- провести итоговое тестирование по ПДД;
- повторить и закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения;
- формировать навыки безопасного поведения у учащихся на улице и в транспорте;
- прививать навыки соблюдения правил дорожного движения младшими школьниками;
- развивать логическое мышление и память учащихся.
Учимся переходить дорогу.
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно.
Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.
(Виктор Верёвка)
Тест по ПДД "Азбука дороги", 4 класс
Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ.
1. Какие лица отнесены Правилами дорожного движения к участникам дорожного движения?
А) регулировщик, пешеходы, водители, пассажиры;
Б) водители и пешеходы;
В) пешеходы, водители, пассажиры.
2. Как безопаснее переходить улицу, где нет пешеходного перехода?
А) надо переходить от одного угла тротуара к другому;
Б) надо переходить улицу по диагонали;
В) действовать по обстановке.
3. Для чего предназначен островок безопасности?
А) работы регулировщика;
Б) для остановки транспортных средств;
В) для остановки пешеходов во время перехода дороги.
4. По улице мчится машина, подающая специальные звуковые сигналы. Что вы будете делать?
А) быстро перебежите проезжую часть;
Б) немедленно освободите проезжую часть;
В) не обратите внимание на эти сигналы.
5. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не совпадают с сигналами светофора?
А) никому не должны подчиняться;
Б) только сигналам регулировщика;
В) только сигналам светофора.
6. По каким элементам дороги разрешается ходить пешеходам?
А) по тротуару, пешеходной дорожке, обочине;
Б) по тротуарам и пешеходной дорожке;
В) по всем элементам дороги.
7. Что означает термин «тротуар»?
А) элемент дороги для движения, стоянки или остановки;
Б) элемент дороги для движения пешеходов;
В) элемент дороги для движения транспортных средств.
8. Что означает этот сигнал регулировщика для пешехода? Регулировщик опустил руки и стоит боком.
А) регулировщик отдыхает;
Б) движение пешеходов запрещено;
В) движение пешеходов разрешено.
9. Что не является безопасным при переходе улицы?
А) переход дороги по диагонали;
Б) переход улицы по пешеходному переходу;
В) переход улицы на зеленый сигнал светофора.
10. Что означает мигающий зеленый свет светофора?
А) необходимость быстро перебежать дорогу;
Б) светофор неисправен;
В) разрешает движение, но предупреждает, что время работы зелёного светофора заканчивается.
11. Сколько сигналов на светофоре для транспортных средств?
А) пять;
Б) четыре;
В) три;
12. Какое наказание применяется к нарушителю Правил дорожного движения?
А) предупреждают нарушителя;
Б) арестовывают нарушителя;
В) штрафуют нарушителя.
13. Что помогает регулировать дорожное движение?
А) дорожная разметка;
Б) светофор;
В) дорожное полотно.
14. Какое назначение дорожных знаков?
А) предупреждают и запрещают;
Б) устанавливают порядок в дорожном движении;
В) информируют и предписывают.
15. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дорожные работы»?
А) предупреждающий;
Б) запрещающий;
В) информационный.
16. Какой знак относится к группе информационно-указательных знаков?
А) «Пешеходный переход»;
Б) «Въезд запрещен»;
В) «Пункт питания»;
17. Какой знак относится к группе предписывающих знаков?
А) «Скользкая дорога»;
Б) «Круговое движение»;
В) «Железнодорожный переезд».
18. К какой группе знаков относятся знаки в форме белого треугольника с красной каймой?
А) предупреждающие;
Б) знаки приоритета;
В) информационно-указательные.
19. С какого возраста ребёнок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом?
А) с 10 лет;
Б) с 12 лет;
В) с 14 лет.
20. Ремень безопасности – это
А) тот, которым пассажиры пристегиваются для безопасной езды;
Б) тот, которым воспитывают непослушных детей;
В) тот, которым подпоясывают пальто.
21. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем во время движения?
А) не запрещено, если говорить негромко;
Б) разрешено;
В) запрещено.
22. Что такое обочина?
А) это часть городской дороги для пешеходов;
Б) это часть загородной дороги для движения пешеходов;
В) это часть загородной дороги для движения транспорта.
23. Из каких элементов состоит загородная дорога?
А) из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки;
Б) из проезжей части, кювета, разделительной полосы;
В) из проезжей части и тротуара.
24. Как нужно двигаться пешеходам по загородным дорогам?
А) по направлению движения по обочине;
Б) по направлению транспорта;
В) навстречу транспорту по обочине.
25. Какой из перечисленных случаев не относится к дорожно-транспортному происшествию?
А) столкновение велосипедистов во дворе;
Б) наезд на пешехода;
В) столкновение двух транспортных средств.
Список используемой литературы.
1. Методические рекомендации Минобрнауки России по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (Москва, 2015г.; составители: Попова И.Н. – зам. руководителя центра социализации,
воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент; Славин С.С. – старший научный сотрудник
ФГАУ ФИРО);
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (разработчики Минобрнауки России, ГАОУ
ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование»;
3. Методическое пособие «Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы,
рекомендации»./Под ред. Паничева Е.Г., Мехедовой С.В., – Ростов-на-Дону, - 2014г.
Список литературы для педагога.
Основной:
1. «Я пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградова.Из сборника программ внеурочной деятельности:1-4 классов под редакцией
Н.Ф. Виноградовой. 2013 год. Вентана - Граф.
2. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2005.
3. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных
учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2006.
4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Обучение младших школьников безопасному поведению на улицах и дорогах (для
педагогов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего
образования). – М., 2007.
5. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника (для педагогов
начальной школы). – М., 2009.
Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей:
1. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. 3 класс. – М., 2009.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. 4 класс. – М., 2009.
Согласовано
Протокол заседания
Методического совета
С.Н.
МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ №1
От «31» августа 2022года
_______________Марченко С.Н.
Согласовано
Заместителя директора по УР
____________________Марченко
«31» августа 2022г.