Аннотация
к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство» (5-7 классы)
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 класса
создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство»), а
также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей
программе воспитания, и нормативно – правовых документов:
Законы:
-Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 24 сентября 2022 г № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред.
от 24.04.2015 № 362-ЗС).
Программы:
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 370)
Постановления:
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 г. № 1018 «Об
утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания
обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим
компонентом».
Приказы:
-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.08.2022 №69822);
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ" (Зарегистрирован 10.09.2020 № 59764);
- Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 5 октября 2020 г. № 546 «Об утверждении
Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем
образовании и их дубликатов»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Письма:
- Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных
общеобразовательных программ»);
- Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к формированию
графика оценочных процедур (от 06.08.2022 № СК-228/03, № 01.169/08-01);
-Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
- Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных
языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 "О направлении информации"
(вместе с "Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения
возможности получения образования на родных языках из числа языков народов
Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской
Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе
русского как родного");
-письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации
по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ
обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану».
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
- письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
25.05. 2023 № 24/3.1-8923 «Рекомендации по составлению учебного плана
образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на
территории Ростовской области, на 2023-2024 учебный год».
- Письмо Минобразования Ростовской области от 22.03.2023 № 24/2.2-4617 « О
некоторых положениях методических рекомендаций».
Муниципальный уровень
-Приказ Отдела образования Администрации Веселовского района от 22.02.2022 № 100
«Об организации работы по введению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в
общеобразовательных организациях Веселовского района»;
-Приказ Отдела образования Администрации Веселовского района от 29.03.2023 года №
205 «Об организации работы по введению ФООП в общеобразовательных организациях
Веселовского района».
Школьный уровень
- Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КИРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(утвержден Постановлением Главы Администрации Веселовского района 01.12.205
№485);
- Основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ (утверждена 16.08.2023 г. приказом № 163).
- Учебный план ООО МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ 2023-2024 учебный год (приказ №163
от 16.08.2023 года).
- Календарный учебный график ООО МБОУ КИРОВСКОЙ СОШ на 2023-2024 уч.г.
(приказ №163 от 16.08.2023 года)
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на
развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться
в различных сферах изобразительного искусства, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской
художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы
разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного
мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения
и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития
и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
-освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
-формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
-формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
-приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
-формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
-овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
-развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
-воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, –
102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного
общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный).
Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание
вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном
или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении
углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными
особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом
педагогической работы.