Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования (PDF; 317 Кб)

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета школы
от « 23» марта 2017 г Протокол №1

«23» марта 2017. Приказ №69

Директор школы: __________ Г.Н.Ульяненко

Положение
о системе внутреннего мониторинга
качества образования в МБОУ
КИРОВСКОЙ СОШ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования
в образовательной организации (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы
системы оценки качества образования в школе (далее – система оценки качества образования
или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание
процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в
оценке и контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом
образовательной организации и локальными актами, регламентирующими реализацию
процедур контроля и оценки качества образования в организации.
1.3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность
организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся,
эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей
результатов системы оценки качества образования.
1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в
организации являются: учителя, обучающиеся и их родители, педагогический совет
образовательной организации, экспертные комиссии при проведении процедур
лицензирования, аккредитации, аттестации работников организации.
1.5. Администрация обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур,
разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и
дальнейшее использование полученных результатов.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников,
работающих по совместительству.
1.7. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования –интегральная характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий
образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым
государственным стандартом и социальным запросам.
Качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания; реализация мер по обеспечению
безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации
образовательного процесса.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация

оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования–комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
обучающихся.
Экспертиза –всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение –метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.),
которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
1.8. Внутренняя оценка качества образования осуществляется посредством:

системы контроля в образовательной организации 

общественной, внешней экспертизы качества образования по заявке организации; 


внутреннего самообследования в рамках процедуры лицензирования и государственной
аккредитации; 


анализа
результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников; 


мониторинга качества образования через текущий, промежуточный контроль и
промежуточную аттестацию. 

1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

образовательная статистика; 

промежуточная и итоговая аттестация; 

мониторинговые исследования; 

социологические опросы; 

отчеты работников (учителей, классных руководителей); 

посещение уроков и внеклассных мероприятий. 
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования





















2.1. Целями системы оценки качества образования являются:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в образовательной организации; 
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его
уровень; 
предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности
достоверной информации о качестве образования; 
принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; 
прогнозирование развития образовательной системы организации. 
2.2 Задачами построения системы оценки качества образования являются:
формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его
измерению; 
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования; 
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной
статистики и мониторинга качества образования; 
изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности
образовательной организации; 
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса
государственным требованиям; 
определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов

основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; 
обеспечение доступности качественного образования; 
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; 
определение степени соответствия качества образования на различных ступенях
обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования
государственным и социальным стандартам; 

выявление факторов, влияющих на качество образования; 


содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации 
педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации
педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;

определение
рейтинга и стимулирующих выплат педагогам; 


расширение общественного участия в управлении образованием в организации;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования. 
2.3.
В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:


объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования; 


реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных
обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; 


открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования; 


доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей; 


рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ
и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога; 


оптимальности использования источников первичных данных для определения 
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
инструментальности
и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; 


взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и 
взаимозависимости;

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в организации. 
3. Организационная и функциональная структура системы
оценки качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся оценкой качества образования в
организации, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных
результатов, включает в себя: администрацию, Педагогический совет, Методический
совет образовательной организации, методические объединения учителейпредметников по циклам, временные структуры (педагогический консилиум,
комиссии и др.).
3.2. Администрация образовательной организации:

формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО
организации и приложений к ним, утверждает приказом директора и контролирует их
исполнение; 


разрабатывает
мероприятия
и
готовит
предложения,
направленные
на
совершенствование системы оценки качества образования организации, участвует в









этих мероприятиях; 
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в организации
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования; 


Ознакомлены:
Болдырева Л.И.
Марченко С.Н.
Дозина Н.Э
Краева Т.В

Эпова В.Н.

Штанько И.Е.
Патаниан И.А
Казиева Д.А.
Янченков А.А.
Качула Н.Н.
Карнаухова Е.Д
Абдурахманова Н.А.
Кадлубовская Т.А.
Ковина В.И.
Ульяненко И.П.
Близнюкова Л.В
Тарабрина Е.А.
Черемнова Т.И

4

организует систему мониторинга качества образования, осуществляет сбор, обработку,
хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует
результаты оценки качества образования на уровне организации; 


организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования; 


обеспечивает условия для подготовки работников организации и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 


обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования; формирует
информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества
образования (анализ работы организации за учебный год, публичный доклад
директора); 


принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО; 

3.3. Педагогический совет образовательной организации:

содействует определению стратегических направлений развития системы образования в
образовательной организации; 


содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в
образовательной организации; 


инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ,
конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий; 


принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей системы оценки качества образования в организации; 


принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования; 


принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации учебного процесса в образовательной организации; 


участие в оценке качества и результативности труда работников организации,
распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их
распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами организации. 


содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив; 


принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в образовательной организации; 


заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с организацией по
вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения
о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и
жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности организации; 


принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию, формах, сроках промежуточной аттестации. 
3.4. Методический совет и методические объединения учителей-предметников:

участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке
системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
образовательной организации; 


участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов организации; 


содействуют проведению подготовки работников организации и общественных
экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 


проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся
и формируют предложения по их совершенствованию; 


готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне организации. 


5

4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию
всех процедур контроля и оценки качества образования, а также Устава и других
локальных актов образовательной организации
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на
основе проблемного анализа образовательного процесса организации, определения
методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:

качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия
индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися
образовательных программ государственному и социальному стандартам); 


качество организации образовательного процесса, включающей условия организации
образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия
комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение
образовательного процесса, организация питания; 


качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и
реализуемых организацией, условия их реализации; 


воспитательная работа, уровень сформированности качеств личности у учащихся; 


профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению
требуемого качества результатов образования; 


эффективность управления качеством образования и открытость деятельности
организации; 

состояние здоровья обучающихся. 
4.4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся
включает в себя:

государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-го классов по новой форме; 

промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; 


мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому
языку, математике и чтению, метапредметный мониторинг; 


участие и результативность в школьных, районных и др. предметных олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях; 


мониторинговое исследование обучающихся 1-ых классов «Готовность к обучению и
адаптация»; 


мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 1-го и 5-го
классов; 


мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных
уровнях обучения. 
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя: результаты лицензирования и государственной аккредитации;

эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа
ежегодных
публичных докладов; 


программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его
использования
в учебном процессе; 


оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и
мебелью;



обеспеченность
методической и учебной литературой; 


оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ,
производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных
документов); 

оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН; 
6

диагностика уровня тревожности обучающихся 1, 5 классов в период адаптации; 

оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента
обучающихся;



анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; 


оценку открытости организации для родителей и общественных организаций
 (анкетирование родителей). 
4.4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает
в себя:

степень соответствия программ дополнительного образования нормативным
требованиям;



реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в
 лицензии; 

доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 
4.4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в
себя:

степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и
 родителей; 

качество планирования воспитательной работы; 


охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их
интересам
и потребностям; 


наличие детского самоуправления; 

удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом; 

исследование уровня воспитанности обучающихся; 

положительная динамика количества правонарушений и преступлений обучающихся. 

4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и
их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:

аттестация педагогов; 


отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность
прохождения
курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); 


знание и использование современных педагогических методик и технологий; 

образовательные достижения учащихся; 

подготовку и участие в качестве экспертов ГИА, аттестационных комиссий, жюри и 
т.д.;

участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 
4.4.7. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя:

наличие медицинского кабинета и его оснащенность; 


регулярность
и
качество
проведения
санитарно-эпидемиологических
профилактических
мероприятий;



оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников; 


оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы,
режим
дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); 


оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; 

диагностика состояния здоровья обучающихся. 
4.5.Критерии выступают в качестве инструмента,призванного наполнить содержанием
оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности организации.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей,которые
принеобходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные
статистики.




Образовательные
результаты по
ступеням
образования
(внутренняя оценка)

Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5»
Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах,
научно-практических конференциях
Доля второгодников.
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании.
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании
особого образца
Результаты независимой
аттестации выпускников
9 класса
(результаты ГИА-9 по русскому языку и математике).
Результаты
независимого
регионального
комплексного
исследования качества общего образования.
Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ГИА по
русскому языку и математике ниже установленного минимума).

Внешняя оценка

Здоровье
обучающихся

Социализация
обучающихся

Готовность
родителей к участию
в управлении
организацией
Инновационный
потенциал учителей

Соответствие
требованиям к

Доля обучающихся, участвующих в районных предметных
олимпиадах
Доля обучающихся, победивших в районных предметных
олимпиадах
Доля обучающихся, принимавших участие в районных
мероприятиях
Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до
поступления в образовательную организацию к доле детей с отклонениями в
здоровье в
возрасте 15 лет.
Доля обучающихся, которые занимаются спортом.
Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях.
Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение,
к численности выпускников.
Доля обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН к общей
численности обучающихся.
Доля выпускников, поступивших в средние общеобразовательные
учебные заведения.
Доля выпускников, поступивших в ССУЗы на контрактной
основе.
Доля выпускников, поступивших в ССУЗы на бюджетной основе
Доля родителей, участвующих в «жизни
образовательной организации»

Доля учителей, которые используют современные педагогические
технологии
Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках
Доля
педагогических
работников,
имеющих
квалификационную категорию
Доля
педагогических
работников,
имеющих
квалификационную категорию
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения
квалификации
Доля педагогических работников, выступавших на РМО
Доля педагогических работников, принимавших участие в
конкурсах «Учитель года», «Самый классный Классный» и др.

первую
высшую

Укомплектованность педагогическими
кадрами,
иимеющими
необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного

условиям обучения

плана
Соответствие нормам и требованиям СанПиН
Наличие дополнительного образования, количество программ
дополнительного образования
Наличие столовой для организации горячего питания в
соответствии с утвержденными нормами
Наличие оборудованного медицинского кабинета

4.8. Для проведения оценки качества образования на основе кластерной модели из всего
спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется
набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ
образовательной системы организации. Совокупность показателей обеспечивает
возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее
деятельности.
4.9. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности, формы результатов оценивания, а также перечень показателей и параметров
качества устанавливаются Педагогическим советом, администрацией организации, и
Управляющим советом в рамках их компетенций.
4.10. Диагностические и оценочные процедуры в рамках СОКО могут проводиться с
привлечением профессиональных и общественных экспертов (экспертных сообществ).
5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:
 основным потребителям результатов СОКО (учащиеся и их родители (законные
представители); 

 средствам массовой информации через публичный доклад директора образовательной
организации; 

 размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте организации. 

5.2. Подобная система оценки качества образования предполагает участие в 
осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений
в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества
образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими
реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

Приложение к п. 4.4.2.

Содержание процедуры оценки качества МБОУ КИРОВСКОЙ
СОШ образовательного процесса

СОК

% успев.

«2»

«3»

«4»

«2», «1»

«4",«5»

«4» «2»
«5» «1»

«5»

«5»

Ф.И. учащихся (предметы):
Успевающих на: Имеющих
одну-две

Индив. обучение

прибыло

Не аттестован

Успевают на:

выбыло

наконец четверти

Наначало четверти

кол-во учащихся

% кач.

Форма 1. Уровень и качество усвоения содержания образования по
______ классу в _____ четверти _______________ уч. года. (чел.%)

Классный руководитель____________________
Форма 2. Мониторинг успеваемости на 20___/____ учебный год по предметам
Количество
класс

Кол-во
уч-ся

Предмет

5

4

3

%
качеств
а

2

%
успева
емости

СОК

Учитель ______________________

Проведено

Кол-во
лаб.,практ.работ
поКТП

отставания

Проведено

Опережение Причины

Кол-во
контр.РаботпоКТП

Проведено

По КТП

Клас
с

Предмет

«2» и «1»

«3»

«4»

Справились с
заданием на :

«5»

писало

Кол-во
учащихся

По
списку

Дата аттестации

Ф. И. О.
учителя

Форма аттестации

Класс

Форма 4. Результаты административной контрольной работы в _____
классе по ______________________ в 20___/___ учебном году.
Образовательнаяобласть,учебныйпре
дмет

№

Отставание

Форма 3. Мониторинг выполнения программ и практической части в __ четверти
20___/____ учебного года.

10

% учащихся, освоивших
программы ниже базового
уровня
К2
* 100%

% учащихся, освоивших
программы на базовом уровне

общее кол-во уч-ся

общее кол-во уч-ся

К3 +К4+К5

% учащихся, освоивших
программы на уровне
«4» и «5»
К4 +К5
* 100%

* 100%

общее кол-во уч-ся

ВЫВОДЫ: (подробно отметить, сначала – положительное в ответах учащихся, а затем –
отрицательное) _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Учитель ____________________ ___________________________________________
(подпись)
(Ф.И.О. учителя)

11

СОК

Процент качества

Процент успеваемости

индивидуальное обучение

экстернат

семейноеобучение

не успевает

учатся на:

аттестовано

не аттестовано

выбыло

прибыло

на конец четверти

на начало четверти

Класс Ступень

Форма 5. Информация о результатах освоения учащимися МБОУ КИРОВСКОЙ
СОШ содержания образовательных программ за __ четверть в _____ учебном году.

Приложение к п.4.4.3.
Оценка системы дополнительного образования
Мониторинг системы дополнительного образования в 20__/___ уч. году.
Наименование кружка____________________________
Руководитель ___________________________________
Направление
дополнительного
образования

Программы
дополнительного
образования
(наименование)

Классы

Доля учащихся по
классам,
охваченных ДО

Процент охват от
общего числа учся

Сответствие
нормативным
требованиям

Соответствие
направлению,
заявленному в
лицензии школы

12

Приложение к п. 4.4.4.

Форма мониторинга воспитательной работы по классу по итогам года
Мониторинг воспитательной работы в 20___/___ уч.
году Класс___________
ФИО классного руководителя________________
Кол-во учащихся ________
Уровень
Доля учащихся,
воспитанности
состоящих
на
учащихся (% в, н., внутришкольном
ср.)
учете (%)

Доля учащихся,
занятых
при
организации
и
проведении
общешкольных
мероприятий

Доля учащихся,
ставших
победителями
и
призерами
в
предметных
олимпиадах

Результативность
участия
школьников
в
творческих
конкурсах,
смотрах
и
фестивалях

Удовлетворенност
ь
родителей
результатами
воспитания
и
обучения
своего
ребенка (наличие
жалоб).

Уровень
психологической
атмосферы
в
коллективе (по
результатам
анкетирования)

Дата
Подпись

Ознакомлены:
Черемнова Т.И.
Кошкина Г.Н
Ковина В.И.

Эпова В.Н.
Болдырева Л.И.
Казиева Д.А.
Дозина Н.Э

Штанько И.Е.
Янченков А.А.
Карнаухова Е.Д
Ульяненко И.П.

.

Патаниан И.А
Качула Н.Н.
Краева Т.В.
Марченко С.Н

. Калашников М.Г.

Кайдалова Т.В.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».